Форум Блог Новости Путеводитель   Реклaма

Frantishak › Смиловичи бех Хаима Сутина

Карма 136
21.04.2007
Есть в 35 км к востоку от Минска такое местечко Смиловичи. Местечко – это потому, что для города оно слишком мало, а для деревни немного велико. По современным понятиям – поселок. Однако, традиционное слово «местечко» мне нравится больше, тем более что Смиловичи действительно числились до начала 1930-ых гг. местечком.

Жизнь здесь течет медленно и размеренно. Во дворах поют петухи и лают собаки. По улицам гоняют на «Хондах» и минимокиках и ездят на лошадях. Есть несколько блочных зданий, которые впопыхах облекают в теплокоробки (отопление подорожало с некоторых пор, вот и приходится модернизировать то, что есть). Жители Смилович – люди спокойные и уравновешенные, а еще – приветливые. Здороваются с незнакомцами, отвечают на вопросы без стеснения. Сами вопросов не задают. Поначалу я воспринял это как должное, но потом понял, что не все так просто. У смиловчан есть какая-то странная внутренняя гордость. Похоже, все они тайно уверены, что их малая родина – место славное и известное, и, если кто-то им интересуется, так и быть – они помогут. Ну, а если не интересуется, ему же хуже.

История Смиловичей началась в конце 16 века, когда их упомянули в одной из хозяйственных описей. Само местечко и окружающие земли принадлежали различным частным владельцам, но население считалось свободным. Вплоть до 1792, когда уже российские власти перевели его в разряд государственных крестьян. Смиловчане пытались бороться, требуя признать их мещанами. Но, как говорят умные люди, против лома нет приема.

Как и положено в сельской местности, Смиловичи жили за счет сельского хозяйства, но от других окружающих деревень отличались тем, что более половины жителей занималось ремеслом. Гончарным (тут хорошие суглинки), бондарным, кузнечным, скорняцким, обувным и портным. Отчасти ремесленные традиции сохранились и сегодня. В Смиловичах работают меховая фабрика, обувной и кузнечный заводики. Причем, часть обувщиков-валяльщиков забили на свой заводик, и теперь делают валяльный бизнес самостоятельно. Один дедок на Рыночной площади мне с некоторым пиететом заявил, что они всю Беларусь одевают в валенки. Мне даже как-то стало неловко из-за того, что я приехал в кроссовках...

Кстати, население в Смиловичах всегда было многонациональным и многорелигиозным. В 18 веке помещица Марцибелла Завиша-Огинская построила большой и красивый католический миссионерский монастырь. Говорят, он пользовался большой славой. При нем действовали школа и больница для крестьян. Но после восстания 1830 – 1831 гг. монастырь был закрыт, а потом вообще сгорел. Теперь христианская община Смиловичей представлена исключительно православными и протестантами.

Вторую (а, может быть, и первую) по значению религиозную общину составляли евреи, ортодоксы и хасиды. Во время 2-й Мировой войны еврейская община была почти полностью уничтожена. Оставшиеся в живых иммигрировали в США или Израиль. Вроде бы осталась еще пара-тройка еврейских семей, но можно ли их считать общиной – большой вопрос. Тем не менее, именно еврейская часть смиловчан смогла как-то прославить Смиловичи. Все благодаря скульптору и художнику Хаиму Сутину. Будучи почти подростком, он ушел пешком из дома. В Санкт-Петербург. Учиться рисовать. Научился. Потом переехал во Францию и прославился. Из Смиловичей была родом мать израильского писателя и публициста Бориса Носика (пишет и по-русски, есть у него очерк и про Смиловичи).

Свято место пусто не бывает. После войны, когда строили обувно-валяльный завод, привезли сюда переселенцев из Башкирии и Удмуртии. Так в Смиловичах, вместо еврейской, появилась «русская» община.
Карма 136
21.04.2007
Следующую местную общину составляли и составляют татары. Белорусские татары. Хотя правильно – литовские. Но теперь Литва и Беларусь – разные страны. Значит, белорусские. О них расскажу немного подробней.

Вообще-то татары – название, данное окружающими христианами. Сами они традиционно называли себя просто магометанами. Но смиловичские татары называют себя именно татарами. Большинство белорусских татар – потомки ордынских, ногайских и крымских татар. Некоторые из них пришли к нам еще в конце 14 века с ханом Тахтомышем, просившего помощи против соперника Темир-Кутлуя. Им понравилось. Они остались. Другие попозже прискакали на кониках с весьма неблаговидными целями, но попали в плен, и их оставили. Но, кроме татар – потомков татар, есть большое количество татар – потомков совсем даже не татар. В Великом княжестве Литовском имелась наемная конница из представителей кавказских народов. После службы они получали землю и оседали на новой родине.

Белорусские магометане занимались земледелием, разводили лошадей и овец. В основном пришельцы были мужчинами. Жен они брали из местных. При этом жены веру меняли редко. Дети, воспитанные в совместных браках, быстро забыли язык и многие обычаи предков. Поэтому белорусские татары говорят (говорили) по-белорусски, и даже свои священные книги-китабы писали по-белорусски, хотя и арабскими буквами. Белорусские татары держат свиней и не брезгуют свининкой. У многих в садах растет виноград. Постятся они в то же самое время, когда и остальные мусульмане, но по-христиански. То есть днем для них перекусить не проблема, зато ограничивают себя в мясе и прочих вещах.

Многие белорусские татары прославились в военном деле и даже получили шляхетство. Но богатыми магнатами они не стали. Маленькое исключение – богатый род Глинских (мама Ивана Грозного была Глинской). Большинство татар – потомки мелкой шляхты. От окружающих крестьян они отличались преимущественно правами. Например, правом носить саблю. Саблю всегда держали при себе. Не для того, чтобы ею махать, а чтобы, например, работая в хлеву, воткнуть в навоз. Тогда проходящие мимо понимали: перед ними не мужик какой-то, а славный дворянин.

Когда-то татар в Беларуси было немало. В Минске, например, было предместье Татарские Огороды. Рядом с предместьем – болото, в котором водились крокодилы (какие-то ужасно большие ящерицы, последнюю прибили еще в 19 веке). Сейчас в Беларуси проживает не больше 3 – 6 тысяч белорусских татар. Самые большие общины в Ивье и Смиловичах. Там так же есть столь экзотические для Беларуси мечети. Есть общины белорусских-литовских татар (это один и тот же народ) в Литве, Польше, Франции и Румынии. Небольшая группа татар из Ивья и Копыля живет в городе Ноябрьске (Россия).

Собственно я приехал из Минска в Смиловичи, чтобы посмотреть на их мечеть. Идти от остановки в Татарский Конец пришлось долго. По дороге обнаружил традиционную местечковую застройку. У меня есть небольшая коллекция фотографий, сделанных в 1918 году немецкими офицерами. Отличий от смиловичского оригинала почти-почти нет. Узнав, куда я направляюсь, один из жителей пригласил заглянуть в летний домик. Показал старый Коран и фотографии из последнего съезда белорусских татар, угостил чаем. На стене над холодильником висел родовой герб. Очень удобно в нынешнее время, когда саблю носить запрещено. Полез так в холодильник за колбаской и сам себе напомнил: да я ж не мужик какой-то и даже не баба, я ж потомственный дворянин!
Карма 136
21.04.2007
В центре Смиловичей есть еще одна достопримечательность – старинный парк с аллеей из толстых вязов. В парке – несколько хозяйственных построек столетней давности и рядом – остатки того, что смиловчане гордо называют дворцом Огинских. В реале, это не дворец, а панская усадьба. Огинские (да-да, те самые, из которых вышел автор полонеза Огинского) владели Смиловичской землей короткое время в 18 веке. Судя по стилю, усадьба строилась позже – во второй половине 19, когда имение перешло к другому роду Монюшек (кстати, один из них Станислав Монюшко тоже был известным в свое время композитором и даже написал музыку для первой белорусскоязычной оперы). После революции «дворец» был обобществлен. Там размещались школа, потом клуб, потом вообще неизвестно что. Никто ничего не реставрировал, и все развалилось. Выглядит ужасно. Построенный в стиле неоклассицизма «дворец» когда-то должен был напоминать нечто воздушно-легкое, этакую барышню в белом платье. Теперь это только труп барышни. Какая уж тут легкость? Местные власти не прочь реставрировать имение и превратить его в аттракцион для туристов. Но развалины принадлежат местному агроколеджу, а тот – министерству образования, а министерство образования никому ничего бесплатно не отдаст.

Сейчас в Смиловичах простыми смиловчанами создан общественный комитет глобального развития региона (да-да, именно так, а не иначе, по всему местечку развешаны его объявления), который собирается забрать развалины через суд. Может быть, у них и получится. Может быть, имение отреставрируют. Сделают там ресторан, гостиницу, боулинг и проч.

Только все равно барышня не воскреснет, а очень жаль...
Карма 119
22.04.2007
Красота...Каждое место на земле может быть Шехерезадой и рассказывать сказки и истории без конца...надо лишь уметь это слышать
Помощь сайту
Войди или зарeгиcтpируйся, чтобы писать
Случайные топики