Я тоже вчера ходила и осталась просто под глубочайшим впечатлением. Такого катхака я никогда раньше не видела! Это не просто великолепная техника танца, но и глубокое чувство, которое артистам удалось передать зрителям. Раньше я только в теории знала про бхаву и расу в индийском театральном искусстве. Но вчера я почувствовала это в своей душе.
Я несколько раз почти впадала в транс от ритма танца и звука танпуры. А когда во второй части певец вышел на сцену и запел, я почувствовала, что моя душа вытягивается в струну. Это чувство, которое так часто появлялось у меня в Индии, но которое так редко можно найти в России.
Основная идея индийского искусства содержится в одном слове: раса. В просторечном бытовом языке оно означает особую сущность, самый сок, квинтессенцию среди других вещей. В случае театрального искусства раса означает «вкус» – эмоцию, которая «придаёт вкус» сознанию. Цель любого индийского искусства – создать раса в сознании зрителя, то есть создать эмоциональную ситуацию, основным переживанием которой является исключительное эстетическое удовольствие.
Корень бхавайя означает «проникать, насыщать, пропитывать», и, таким образом, бхава – это чувства, или эмоции, которые пропитывают сознание зрителя в течение всего эстетического переживания. Переживание бхава осуществляется через использование слов, жестов, и представление эмоциональных состояний. Наиболее очищенная эссенция этого опыта и есть раса.
Это эмоция, возникающаяв сознании, свободном от мирской действительности; когда образованный и чувствующий зритель, понимающий символику искусства, подводитсяк переживанию эмоционального блаженства – пусть и краткого. Этот опыт и является, и должен быть напряженно интимным, существующим лишь в течение эстетического переживания. Гениальность артиста состоит в том, что он способен использовать технику своего искусства для пробуждения в сознании зрителя соответствующего эмоционального отклика. Это цель, и, через использование эмоциональных состояний, конечный итог истинного искусства.
Переживание раса – это исключительно индивидуальное переживание, достигаемое скорее посредством «впечатления, наведения на мысль» чем «реалистическим изображением». Каждый зритель может использовать свое индивидуальное понимание, чтобы сознавать и интерпретировать символическую, в душе живущую истину, которую артист старается выразить.
Из книги Кришна Сахай "История танца: бхаратанатьям"