Я сразу обратила на нее внимание. Своими рыжими дредами, татуировками и сияющей улыбкой на лице она выделялась среди пар сдержанных блондинов и блондинок ярким жизнерадостным пятном. «Наш человек!» – с удовлетворением подумала я. Акция компании FinAir побудила правильных скандинавов посмотреть, наконец, Тадж Махал, а «неправильных» – взять билет в один конец и отправиться в настоящее путешествие. В очереди на паспортном контроле в Дели она сама неожиданно подошла ко мне. «Привет, меня зовут Анту. Ты ведь тоже путешествуешь одна? Если ты не против, может, поедем на Пахарганж вместе? Такси обойдется дешевле и вдвоем не так опасно, ведь уже ночь.»
Когда на выдаче багажа я не обнаружила своего рюкзака, мне было неудобно задерживать свою новую знакомую. «Езжай без меня, похоже, это надолго...», вздохнула я, заполняя бумаги у стойки «lost & found». «Да ладно, я никуда не спешу – у меня впереди полгода. К тому же, я понимаю, каково тебе сейчас...» Когда все бюрократические формальности были позади, мы вышли из аэропорта: я налегке, и Анту, навьюченная двумя рюкзаками – спереди и сзади. «На Пахарганж?» – спросил нас хмурый таксист. «Да, я знаю там одно очень милое местечко.... Мария, ты не против?» Усталая и расстроенная пропажей, я была не против уже ничего. Если бы я знала...
«Милым местечком» оказался знаменитый Hotel Navrang, о котором среди путешественников ходят легенды. Побывавшая в нем как-то Штенка назвала это место «грязным притоном для наркоманов в ломке», но я думаю, что это весьма смягченное определение. Доставшийся нам последний, самый худший номер напоминал не столько притон, в котором, как ни крути, должна пристуствовать некая атмосфера богемы, сколько общественный туалет на площади трех вокзалов. Маленькая зловонная комнатка без окон, стены которой испещрены граффити, сломанный вентилятор, не помогающий разогнять застоялый запах мочи, под ногами подозрительно хлюпает что-то липкое, а утлый топчан с вонючими рваными тряпками покрыт таким количеством подозрительных пятен, что понимаешь: этот номер помнит многое. «Ура, я снова здесь! Home, sweet home!» – восторженно прокричала Анту, едва мы закрыли за собой дверь – ее лицо выражало наивысшую степень блаженства.
Пока я размышляла, как бы так расположить спальник, чтобы пятна на постели были максимально прикрыты, моя попутчица, радостно мурлыкая какую-то финнскую песенку, достала из рюкзака уже знакомое красное одеяло с логотипом FinAir. Увидев мое, видимо, опешенное лицо, она бойко произнесла обличительную речь. «Западное общество производит слишком много вещей, в то время как многие в мире не имеют необходимого. FinAir не обеднеет от одного одеяла, а мне оно пригодится в путешествии. К тому же, по возвращению домой я подарю его беднякам из трущоб Мумбая – может, это одеяло спасет кому-то жизнь». С этими словами Анту принялась невозмутимо устраиваться на ночлег.
Мысли в голове разлетались от избытка впечатлений, я попыталась подвести итоги дня. Итак, я очутилась в самом зловонном номере в Пахарганже, багаж мой безвозвратно утерян, а я лежу в одной постели с татуированым финским фриком, без зазрения совести тырящей в самолетах одеяла. «Отлично начинается путешествие... Здравствуй, Индия! Ну что ж, all is karma...» – мне ничего не оставалось делать, как лечь спать. Тогда еще я не знала, что в тот странный вечер неожиданно приобрела прекрасного друга и замечательную попутчицу, как не знала и того, что наша связь продлится еще не один год.
Муни когда-то писал, что найти хорошего попутчика так же сложно, как найти хорошую жену. Ничего не могу сказать насчет поиска жен, но про попутчиков это абсолютная правда. С идеальным попутчиком должна быть идеальная совместимость, во всем. В характерах, в интересах, в образе жизни, в отношении к деньгам, в быту... Идеальный попутчик никогда тебя не напрягает и не раздражает. Это тот, с кем очень здорово быть вместе, но кто при этом уважает твое личное пространство. Это тот, с кем ты «на одной волне». Анту оказалась именно такой, но это я узнала позже.
Багаж вскоре нашелся, мы провели несколько дней в Дели и так подружились, что решили продолжить путешествие вместе. Вместе с Анту мы гуляли по гимайским деревням, посещали лекции Далай Ламы, спали на полу вокзала, ожидая поезда, поднимались на вершину горы Триунд, ездили к Кармпапе и пили вечерами горячий сидр на веранде нашего домика в Дарамкоте. Она научила меня многому: покупать билеты на индийские поезда и торговаться с рикшами, искать жилье и не поддаваться на разводки, разбираться в индийской еде и давать отпор приставалам. Но самое главное, чему у я у нее научилась – это умению преодолевать трудности с улыбкой и видеть выход даже в самой безнадежной ситуации. Самое главное ее достоинство – это солнечный, неиссякаемый оптимизм, которым поневоле заряжаешься до краев, находясь рядом. Анту была моим учителем в Индии и рыжим ангелом-хранителем по совместительству.
Спустя год мы снова встретились в Варанаси (встречу нельзя назвать случайной – ведь мы регулярно держали связь по е-мейлу). С ней я отметила свой прошлый день рождения. А совсем недавно мы встретились снова, в Москве! У нас Анту оказалась проездом: эта отважная и веселая рыжая девчонка отправилась в путешествие на год. Из Москвы ее путь лежит через Сибирь в Монголию, оттуда Китай, Тибет... Встреча была солнечной и очень радостной, как всегда. «Мария, присоединяйся ко мне на пути, давай держать связь!» Вообще-то, я не собиралась путешествовать, но... Когда есть такая славная попутчица... «Конечно, Анту! Давай держать связь. Удачи в пути!»