Для начала несколько слов о самих сикхах. В своем произведении «Знак четырех» Артур Конан-Дойль говорит о сикхах не как о представителях определенного вероисповедания, а как людей определенного склада мышления и жестких постулатов. Сикхизм, который существует на Востоке наравне с индуизмом и мусульманством, был основан Гуру Нанаком. В последствие развития этого религиозного течения возникло еще девять учителей (гуру); сами же поклонники этой религии называют себя учениками, именно так переводится слово «сикх». Известны сикхи своей преданностью и кодексом чести.
Мораль сикхов не культивирует постов и самоистязания, равно как и больших празднеств. И все же праздник Байсакхи или, как его еще называют, Вайсакхи, обладает огромным значением для сообществ сикхов, а также фермеров Пенджаба. Байсакхи попадает на 13 или 14 апреля – первый день года согласно календарю Нанакшахи. Сикхи также отмечают этот день в память о своем третьем гуру – Гуру Гобинд Сингхе. Бакхаи отдает почтение тому дню, когда гуру сикхов отменил кастовые различия и основал Кхалса Пантх в 1689 году. Для сельскохозяйственных районов Пенджаба и Харьяна, Байсакхи символизирует время начала урожая. Фермеры празднуют его с особым размахом, так как это время больших заработков для них. В это время мужчины и женщины ходят по полям, выкрикивая «Джатта аайи Байсакхи», привлекая плодородие и благосостояние.
В крови каждого сикха есть традиция празднования Байсакхи со всем рвением. Последователи сикхизма встают ранним утром, посещают гурудвара (место, где находится учитель) и возносят молитвы. Некоторые люди съезжаются к великим храмам, таким как Золотой Храм или Анандпур Сахиб.
Практически в каждом гурудвара священные книги сикхов омываются молоком и водой. Служители зачитывают священные тексты и все собрание преданных слушает их очень серьезно. По традиции еще со времен Гуру Гобинд Сингх Джи, в металлическом резервуаре приготавливается нектар (амрита). Собрание преданных должно сделать пять глотков этого нектара. После своеобразного причастия, ведущие запевают религиозные песни и совершают служение (киртан), который продолжается до полудня. После него среди общества раздается карах прасад, а завершается церемония трапезой, которая состоит из вегетарианских блюд, салатов, йогурта и сладкого.
Для поднятия духа во время праздника Байсакхи исполняются традиционные песни и танцы. После того, как окончится своеобразная служба в гурудварах, все общество преданных образует процессии. Священные книги сикхов говорят о том, что гуру предлагал пяти добровольцам пожертвовать своими жизнями, из которых выбирал одного и совершал ритуальное жертвоприношение. Но, как бы то ни было, во всех сикхистских общинах роль человека успешно заменяет козел. Однако процессию до сих пор ведет пять человек, в память об этой своеобразной традиции.
Когда процессии идет по улицам, мужчины и женщины распевают праздничные гимны и ритуальные танцы. Кроме того, в этот день также можно увидеть поединки на палках или мечах, которые отражают боевой дух таких общин, но не выходит за рамки обязательного представления.
Так что можно сказать, что, невзирая на весь аскетизм и простоту, сикхи тоже празднуют. Вот только в отличие от нас они празднуют приход нового года, а не праздник – Новый год.
по материалам www.new-newyear.ru