"...Petteri Sulonen
Упрощение
Спасибо Чаку Гарднеру за предложенный иной подход к этим урокам.
Тема сегодняшнего урока — "упрощение". По моему мнению, это наиболее фундаментальное "правило" композиции, и хорошей фотографии в целом. Я не выбрал его для своего первого урока, однако: для того, чтобы упрощать успешно, вам нужна некоторая опора для упрощения: простая фокусировка на детали сцены, забывая об остальной композиции, обычно не работает. Правило Третей является подобной опорой. Упрощение заключается в нахождении характерного предмета в будущей картине, удалении отвлекающих деталей, и помещении его в контекст. Решите, что в картине должно стать смысловым центром, и стройте картину вокруг него, удаляя или подавляя всё, что может оттянуть на себя внимание от этого центра.
Притягивающие взор
Думая об упрощении и выборе главных объектов или фокуса интереса, может быть полезно знать некоторые особенности, с которыми мы воспринимаем и "замечаем" вещи. Любой из следующих объектов обычно притягивает взор, и подходит в качестве фокуса для упрощения, я расположу их примерно в порядке убывания их силы:
• Глаза
• Лица
• Человеки в целом
• Животные
• Светлые объекты на тёмном фоне
• Тёмные объекты на светлом фоне
• Объекты тёплой окраски на фоне холодной окраски или обесцвеченном
• Объекты с высоким контрастом
Под "силой" я подразумеваю, что в случае конкуренции более "сильный" привлекающий фактор будет иметь приоритет над более слабым. Их можно комбинировать для большего эффекта. Например, в фотографии группы людей, одетых в серое и глядящих в сторону, один индивидуал в яркой или белой одежде и глядящий в камеру будет выделяться. Найдите интересный способ разместить его в кадре, и вы можете получить отличную картину!
Способы и ловушки
Есть достаточно много практических способов упростить картину, если вы знаете, что делаете. Вы можете:
• Увеличить зум (подойти ближе), чтобы убрать отвлекающие детали из кадра
• Уменьшить зум (отойти дальше), чтобы отвлекающие детали слились в текстуру и выступила бы структура большой сцены
• Панорамировать
• Отойти влево или вправо, стать на колени, лечь, взобраться на объект, поднять камеру над головой, чтобы убрать отвлекающие объекты
• Использовать открытую диафрагму для маленькой глубины резкости, для размытия отвлекающего фона (к сожалению, это не очень хорошо получается с цифровыми мыльницами)
Чего следует избегать:
• Срастаний — когда объект из заднего плана срастается вашим объектом съёмки, например, дерево, "растущее" из головы
• Конкурирующие фокусы внимания — например, два человека смотрят в камеру, но расположеы так, что не образуют пары (единого композиционного элемента)
• Хаотичные фоны — фоны с большим количеством деталей и высоким контрастом поглощают ваш объект съёмки ("зум назад" или маленькая глубина резкости помогают здесь особенно хорошо)
• Отсечения — половинки людей или объектов обычно не получаются хорошо. Если вам нужно включить в картину только часть персоны, пытайтесь не отрезать по суставам — например, отрезать по половине бедра гораздо лучше, чем по колену
Множество способов упрощения
Для иллюстрации принципа упрощения я использую некоторые фото, которые я сделал в Тире. В городе есть два больших района с руинами и раскопками, один рядом с древним портом, и другой вдали от берега. Оба места абсолютно замечательные — но совсем не очевидные для фотографирования, из-за наличия там огромного количества всяческих вещей. Там есть множество идей для упрощения. Некоторые примеры:
Самое простое это выбрать деталь из сцены и построить картину вокруг неё: