Итак, 10 августа 1628 года затонул флагман шведского флота, самый большой корабль того времени, "Васа". А время шло своим чередом: люди воевали, умирали и рождались, державы заключали союзы, выигрывали и проигрывали войны, но там, на глубине более чем 30 метров, на дне Балтийского моря, дожидался продолжения своей истории красавец-трёхмачтовик. Нельзя сказать, что время для него остановилось, но оно явно замедлило свой бег-корабль разрушался куда более медленными темпами, чем если бы он утонул в каком-то другом месте. Всё дело в том, что в холодной и относительно малосолёной воде, где затонул парусник, не водится ракушка-древоточец, который любит полакомиться деревом и весьма активен в других морях. Вобщем, повезло "Васа" в " загробной жизни".
Надо отметить, что сразу после гибели корабля делались отчаянные попытки поднять его, но это всё кажется наивным до невозможности после того, как его подняли уже в 20-м веке- столько усилий и научно-технических ресурсов понадобилось. Конечно, это было совершенно не по зубам современникам "Васа"!
... Он был энтузиастом и экспертом по затонувшим старинным кораблям, этот "ботаник". Вылавливал старые дамские велосипеды один за другим, рождественские ёлки и дохлых кошек, но упорно продолжал свой поиск. Он сам изобрёл и изготовил свой пробоотборник и упрямо искал корабль. Звали его Андерс Франсен и было ему 38 лет. Поиски он начал в 51 году и только спустя 5 года он нашёл то, что искал.
Я не буду утомлять вас описанием того, как поднимали корабль. Скажу только, что подняли его "традиционно", при помощи понтонов. Кого интересуют подробности, в сети полно инфы на русском языке. А ещё лучше и интереснее поехать в Стокгольм и в музее "Васа", кроме всего прочего, посмотреть документальный фильм, интересный, недлинный и неутомительный, который повествует о ключевых моментах из жизни этого судна. Фильм можно посмотреть на 16 языках, в том числе, конечно же, и на русском.
Что вам сказать? "Ох, и нелёгкая это работа" - со дна Балтики тащить такого ... нда... "Бегемотик" был немелким и к тому же основательно порос грязью, металлические крепления пришли в полную негодность... Прежде чем поднять его, пришлось основательно потрудится на протяжении 5 лет! Но нашлись смельчаки-водолазы, и , рискуя собственной жизнью, подготовили "Васа"к всплытию. К счастью, обошлось без жертв, но риск погибнуть был ОЧЕНЬ велик. Кстати, некоторые работали совершенно бесплатно. Государство, конечно, вложило значительные суммы, были и пожертвования. Вобщем, "всем миром" вытаскивали кораблик, и в 1961 году "Васа" снова увидел солнце и небо. К сожалению, от людей, отплывших когда-то на его борту, остались лишь кости, да и то не ото всех...
А дальше начались долгие-предолгие годы реставрации-каждая, даже мельчайшая находка, бережно очищалась от грязи, реставировалась, консевировалась, получала вторую жизнь. В течении 17 лет, денно и нощно, орошали корабль полтэтиленглюколем,составом, заменяющим воду, дабы он не растрескался при высыхании. После этого несколько лет ушло на сушку. Были подняты со дна морского и паруса, и бережно сохранены при помощи современных технологий. Параллельно реставрировались тысячи найденных на месте катастрофы предметов - обувь, посуда, орудия труда и прочая и прочая. Работа была проведена огромная! 15 июня 1990 года парусник перебрался из своего временного пристанища на ПМЖ в Музей Васы, специально для него выстроенный.
Из 13 шведских кораблей, построенных в конце 1620- годов, только 2 погибли на войне. Остальные затонули по причине своей неустойчивости. Всё могут короли, они даже в посделнее время начали жениться по любви, а вот с кораблями дело-дрянь. Ну разве что Пётр наш Алексеевич составил счастливое исключение, он преуспел как в первом, так и во втором.
|