Покупая первый после советского Зенита Nikon (мыльница, хотя и за $200), я ожидал, что умная японская техника сама все там внутри как надо установит, а я только кнопу давить буду.
Да, первое время все снимки мне нравились, особенно 10х15.
Но, при попытке увеличения хотя бы до А4, в глаза бросались всякие несуразности, после рассматривания которых, снимок из числа шедевров вычеркивался. Наверное мне повезло – японская чудо-техника не смогла «переварить» видимо китайскую пленку и безнадежно сломалась, а когда я стал разбираться чего же мне нужно взамен, пришлось волей-неволей погрязнуть в теорию.
Сейчас в паутине полно статей как правильно и чем снимать нетленку, есть и занудные – сплошь из формул, или в виде рецептов (web-сайт компании KODAK "Как сделать снимки лучше").
http://wwwru.kodak.com/RU/ru/consumer/pictureTaking/
Я их коллекционирую, и, время от времени, перечитываю- чего и вам желаю.
Для ленивых (к коим и себя отношу), попробую разделить готовые советы от всяких формул-доказательств и расставить их по степени важности, конечно на мой взгляд.
За формулами прошу обратиться к ссылкам.
1. Виды и маркировка объективов.
На оправе объективов обычно пишут через дробь фокусное расстояние и светосилу (значение минимальной диафрагмы).
Например 50/1,4 или 7-21/2,0-2,8. В последнем случае надпись означает что светосила при 7мм равна 2,0, а при 21мм — 2,8. Очень часто диафрагму пишут не как число (например, 8), а как дробь с буквой F (например F/8). Так же в технических данных обычно кроме светосилы пишут диапазон диафрагмирования, например для цифровых мыльниц типично F/2-F/8.
После многих-многих лет фотографы определили, что, грубо говоря, есть оптимальные объективы для разных задач.
Все объективы искажают перспективу,
в наименьшей степени т.н. «полтинники» f=50mm (справедливо для пленки 24х36)
- они создают картинку такую же, как видит человеческий глаз, большинство шедевров в мире снято именно этими стеклами (жанр, репортаж).
Для снимков природы – это широкоугольные (f=28mm), они увеличивают глубину пространства и их рисунок похож на картины художников-пейзажистов.
Для портретов: f=80—100. Именно с этими объективами лицо человека крупным планом имеет наиболее естественный вид (перспектива слегка «сплющена», иначе нос неестественно длинен по сравнению с остальными частями).
«Телевики»: f>110, для фотографирования удаленных или слишком пугливых объектов.
Ну и для козявок и букашек применяют т.н. макрообъективы или насадочные линзы (кольца).
Для цифровых фотоаппаратов с их многообразием размеров матриц эти значения фокусных расстояний пересчитывают в пленочный эквивалент (к примеру, довольно распространён зум с фокусным расстоянием =7-21мм, пленочный эквивалент =35-105мм).
Все вышесказанное нужно учитывать при использовании «зум» объективов ( с переменным фокусным расстоянием).