Форум Блог Новости Путеводитель   Реклaма

Йога, восточная медицина › Женщины и духовность (Свами Муктибодхананда Сарасвати)

Карма 147
30.11.2006
Женщины и духовность (Свами Муктибодхананда Сарасвати)

Предисловие Свами Сатъянанды Сарасвати к книге «Нава Йогини Тантра. Йогические практики для женщин».

В тантре существуют два важных полюса энергии, известные как Шива и Шакти. На самом деле, у Шивы и Шакти есть различные сферы существования и действия в космосе и в человеке. В обычном человеческом обществе Шиве и Шакти соответствуют мужчина и женщина. Во вселенском разуме аспекты Шивы и Шакти представляют время и пространство. В духовной жизни Шиве и Шакти соответствуют ум и прана. В текстах хатха йоги эти два аспекта называются ида и пингала. Ида представляет сознание, а пингала — жизненную силу, или прану.

Эти аспекты представляют собой противоположные полюса энергии. Обычно они никогда не бывают вместе, но во время творения они встречаются в точке соединения во всех сферах. Во вселенском разуме они соединяются в ядре, и при их соединении в материи происходит взрыв. Здесь времени соответствует положительная энергия, а пространству — отрицательная энергия.

Аспекты пробуждения

В обычном человеческом обществе мужчина и женщина представляют собой два разных полюса энергии. Эти полюса энергии подробно обсуждаются в древней тантрической традиции. Возможно, вы видели изображение Кали, которая стоит почти обнаженной, стоя одной ногой на земле, а другую поставив на Шиву. У нее свирепое выражение лица, ее язык в крови, и на ней ожерелье из 108 человеческих черепов. Это Кали в пробужденном состоянии. Быть может, вам также попадались изображения Шивы, сидящего в позе лотоса, хотя они довольно редки. Половина его тела — Шива, а другая половина — Шакти. Кроме того, вы, возможно, видели изображение Шивы и Парвати в виде гуру и ученика. Шива сидит в позе лотоса, а Парвати расположилась у его ног. Шива учит ее секретам тантры. Это три примера. Вы могли слышать и о четвертом. Примерно в 200 километрах от Мунгера есть важный центр тантры под названием Тарапитха. Там вы можете увидеть изображение Шакти, кормящей грудью Господа Шиву.

Таковы взаимоотношения между Шивой и Шакти на разных уровнях эволюции и пробуждения. На одном этапе Шива выступает в роли гуру, а Шакти в роли ученика — то есть, женщина — это ученик, а мужчина — гуру. На другом уровне они вообще не отличаются друг от друга. Шива и Шакти соединены в одном теле, одной структуре, и одной идее. А на еще одном уровне эволюции Шакти главенствует, а Шива занимает подчиненное место. Это философская интерпретация стадий пробуждения шакти, внутренне присущей каждому человеку.

Духовное осознание женщины

В тантрической традиции женщина считается стоящей выше мужчины в том, что касается посвящений тантры. Это никоим образом не следует считать социальным притязанием. Это чисто духовная позиция по отношению к эволюции высшего сознания. Строение женщины, ее эмоции, и ее психическое развитие безусловно выше, чем у мужчины. Пробуждение духовной силы (Кундалини) гораздо легче происходит в теле женщины, чем в теле мужчины.

Кроме того, есть еще один важный момент, который следует принимать во внимание. В отличие от женщины, мужчина, который входит в более глубокие области ума, возвращаясь обратно, не способен принести с собой эти переживания. Мне кажется, что между внешним и внутренним осознанием женщины очень мало разницы. Погружаясь очень глубоко в свое сознание, вы переживаете определенный опыт. Но когда вы возвращаетесь из этого более глубокого состояния ума к грубому осознанию, между этими переживаниями и сознательным умом опускается завеса. У женщин такая завеса не опускается. Помимо этого, психическое существо женщины высоко заряжено духовным осознанием. Внешние выражения, которые мы находим у женщины или девушки — любовь к прекрасному, нежность, симпатия, понимание — представляют собой проявления ее внутреннего состояния. У меня есть излюбленная шутка. Я говорю, что если бы все женщины покинули этот мир, он бы превратился в пустыню. В нем не было бы благоуханий, цветов, улыбок, или красоты. Это показывает, что внутреннее осознание женщины очень восприимчиво и готово вырваться наружу.

В сфере кундалини йоги тело женщины также энергизируется определенным центром. В мужском теле муладхара чакра сложно располагается в очень тесной области. Мужчины выполняют мула бандху, и ничего не происходит. Но в теле женшины муладхара чакру можно даже потрогать пальцами. Поэтому в женском теле пробуждение может происходить гораздо быстрее, чем в теле мужчины.

Еще один важный момент состоит в том, что женщина всегда была главным переносчиком энергии, а мужчина — средой. Женщина может не быть вашей женой — она может быть вашей матерью, дочерью, или ученицей. Мария была матерью Христа. Мать Ауробиндо Ашрама была ученицей. В тантрической традиции также есть история о шестидесяти четырех йогини. Йогини — это женский род слова йог. Существуют шестьдесят четыре храма, посвященных шестидесяти четырем аспектам женской энергии. Один из них находится в Ассаме, еще один — в Калькутте, в Кали Гхате.

Роль в Тантре

Изучая книги о тантре, мы ясно видим в них одну центральную тему: Шакти выступает в роли творца, а Шива служит средством. Шива никогда не считался творцом. В вама марга именно Шакти играет главную роль не только в сексуальной жизни, но и в духовных практиках, воплощающих процессы творения, и в проведении большинства духовных ритуалов. У индуистов всеми религиозными и другими ритуалами руководят, в основном, женщины; мужчины просто присутствуют. Женщина руководит, мужчина участвует. Будь то обычная общественная церемония, религиозная церемония, поклонение божеству, или день поста, их проводит именно женщина. Мужчина должен просто следовать ее указаниям. Такова индийская традиция, известная как посвящение мужчине от женщины.

Что такое вама марга? Это духовный путь, который можно практиковать вместе с партнером. Вторая категория именуется калачакра. Она относится к матери, дающей посвящение сыну. Этот тип посвящения особенно распространен на севере Бихара. Посвящение калачакры даже сегодня преобладает в области, простирающейся до границ Непала на севере, Ассама на востоке и Уттар Прадеша на западе. Согласно этой традиции, сын считает свою мать богиней. Подобно тому, как христиане по воскресеньям ходят в церковь, а индуисты идут в храм и там поклоняются божеству, точно так же сын каждое утро поклоняется матери. Это не просто социальное уважение, которое он проявляет к старшим в семье. Это духовное поклонение, обусловленное не тем, что она его мать, а тем, что она — его гуру.

То же происходит и в вама марге, но здесь женщине поклоняется не сын, а партнер. Тогда дается духовный знак или знак благословения. Здесь именно женщина дает этот знак мужчине, а не мужчина женщине.

Таковы две важные роли женщины в тантре. Было бы прискорбной ошибкой считать женщину в тантре только сексуальным партнером. Сексуальная жизнь важна, но это не единственное отношение, которое может существовать между мужчиной и женщиной. В конце концов, ваша мать и ваша дочь — тоже женщины, равно как и ваша жена.

Женщина — на первом месте

В тантре роль посвящающего переходит от мужчины к женщине. Рамакришна Парамахамса всегда считал свою жену Сараду дэви или богиней. Слово «дэви» на санскрите означает «просветленная» или «великая». Когда Рамакришна женился, он был очень молод, и его жена была еще ребенком, но он все равно считал ее Божественной Матерью. Он всегда относился к ней именно так.

В схеме эволюции Шакти идет первой, а Шива следует за ней. Если вы подходите к духовной жизни — будь то с женой, дочерью, или ученицей — с такой позиции, то должны понимать, что в любой сфере она выступает как инициатор, а вы — как соучастник. Даже если мужчина достиг более высокого осознания, ему все равно будет трудно донести это до других без помощи женщины.

Представления хатха йоги

В тантре также следует помнить, что существует еше один путь, именуемый дакшина марга, или ведическая тантра. Здесь участие женщины — будь то в роли дочери, матери, или жены — не является необходимым, поскольку считается, что обе силы присутствуют в самом духовном искателе. Ида — это женский аспект, а пингала — мужской. Союз ментальной и пранической сил равноценен союзу между мужчиной и женщиной. Таковы представления хатха йоги.

Ида соответствует Шакти, а пингала — Шиве. Когда они соединяются в аджна чакре, происходит настоящее единение. Шакти обитает в муладхаре. Шива находится в сахасраре. Там Шива пребывает в вечной йога нидре — пассивный, безразличный, без имени и формы. Он не имеет никакого отношения к созиданию и разрушению. Он обладает абсолютным и однородным сознанием. В сахасраре нет никакой вибрации. Шакти пребывает в муладхаре, и вы пробуждаете ее с помощью практик йоги. Она становится возбужденной, и поднимается по сушумне вверх к аджне. Когда Шакти достигает аджна чары, происходит их соединение с Шивой.

Танец Шивы

Это соединение происходит, когда встречаются два полюса энергии. Когда вы нажимаете на выключатель, загорается свет, поскольку в выключателе соединятся провода. Точно так же, когда происходит соединение в аджна чакре, одновременно происходит взрыв. Тогда энергия, создаваемая в аджна чакре, поднимается вверх к сахасрара чакре. Там Шива и Шакти соединяются друг с другом, и когда они соединяются, Шива начинает танцевать. Вероятно, вы видели фотографию Натараджи. Это символическое изображение пробужденного Шивы.

Когда Шива пробуждается из своей глубокой йога нидры, он начинает танцевать. Я здесь говорю не о человеке, а о силе. Танец Шивы в форме Натараджи символизирует пробуждение этой силы в человеке. Тогда Шива и Шакти вместе спускаются по одному и тому же пути к муладхаре. Они вместе нисходят на мирской уровень, грубый план. Если вам случалось читать философские работы Шри Ауробиндо, то вам будет понятно пробуждение энергии и ее соединение с Шивой (сознанием), когда они вместе танцуют, а затем спускаются вниз на наш план бытия. Вот почему в крийя йоге есть восходящий и нисходящий пути — арохан и аварохан.

Новое общество

Мы определили роль женщины в духовности, однако положение женщины в современных культурах весьма далеко от этого. По всему миру люди борются с собственным грехом и собственной виной. Если в наши дни вы хотите возродить прежнюю роль женщины, то для этого необходимо изменить все общественное мировоззрение. По существу, наша социальная жизнь должна будет основываться на новой концепции религиозных реалий, которая полностью понимает и приемлет роль женщины в духовной эволюции человечества. Это абсолютно необходимо для возникновения нового общества.

Карма 3
30.11.2006
Надо почитать книгу Кундалини стоящую на полке...
Помощь сайту
Войди или зарeгиcтpируйся, чтобы писать
Случайные топики