Форум Блог Новости Путеводитель   Реклaма

Религия и эзотерика › Тантрический секс: миф или реальность?

Карма 5092
2.01.2006
Обычно источники информации по тантре впадают в две крайности: 1) сводят понятие "тантра" к понятию "секс" и 2) полностью исключают секс из тантры. Здесь можно ознакомится со статьей, настаивающей на второй точке зрения. Безусловно, автор не очень хорошо разбирается в теме, путая тантрический буддизм и тантра-йогу, но суть не в этом. Просто мне хотелось бы выслушать мнения по этому вопросу наших специалистов по индуизму и буддизму.

Тантра: остерегайтесь подделок!

В последние десятилетия экзотические практики Востока получили у нас большое распространение – вплоть до того, что слова "йога", "тантра", "мантра" или "нирвана" воцарились в языке как вполне понятные и общеизвестные термины. Парадоксально то, что употребление их в повседневной речи не только не сделало их смысл прозрачным, но, наоборот, способствовало его замутнению. Например, что мы знаем о тантре? Что это некое ответвление буддизма, целью которого было методом сексуальных практик (тантрический секс!) достичь некоего супермистического слияния с то ли божеством, то ли природой. Так ли это на самом деле?

Тантрическим буддизмом называют особое направление в буддизме Индии, пик развития которого пришелся на VIII-XII вв. нашей эры. Самоназвание этого направления – Ваджраяна, а тантра – это тип текстов, в которых излагаются основные положения учения. Тантрами могли называться не только ваджраянские тексты, так же как и сутры – не обязательно буддийские сочинения. Вообще слово "тантра" означает "нить", на которую нанизываются четки или бусы (слово "сутра" в переводе – "основа ткани"). Слово "Ваджраяна", в свою очередь, может быть переведено как "Алмазная Колесница", что ставит его в один ряд с понятием Махаяны (Великой колесницы) – так называет себя главное и наиболее популярное направление буддийской религии.

Целью и Махаяны, и Ваджраяны было, как известно, достижение состояния будды – нирваны, которая, вопреки общепринятому толкованию, является не тотальным отупением, вплоть до полной отключки, а, напротив, состоянием наивысшей сознательности, позволяющей преодолеть все страсти и влечения, ввергающие индивида в Колесо Сансары. Однако махаянские методы достижения нирваны были, по мнению зачинателей "пути тантр", слишком медленными: постепенное и перманентное просветление достигало своей цели только через три кальпы – космических цикла, которые в буддийских текстах охарактеризованы как "неисчислимые". Ваджраяна предлагает гораздо более быстрый – и значительно более опасный! – путь к нирване.

Вместо того, чтобы аккуратно приступить к обработке поверхностных слоев психики и последовательно углубляться в подсознание до полного освобождения от аффектов, как это делает Махаяна (в полном согласии с принципами современной психотерапии), Ваджраяна дерзко ныряет в мрачные пучины бессознательного, ускоренными темпами выкорчевывая корни страстей и пагубных влечений. Этот путь опасен, как подъем к вершине по канату, подвешенному над горными ущельями, говорили древние наставники тантрического буддизма. Малейшая ошибка может привести йогина к безумию или рождению в особо изуверском "ваджрном аду". Если йогин ведом не бескорыстной приверженностью идеалу бодхисаттвы (т.е. будды, достигшего нирваны и помогающего другим людям сделать то же самое), а гонится за магическим могуществом и сверхнаслаждениями, то его ждет неминуемое фиаско и неизбежная духовная деградация. Так что, прочитав в очередной "эзотерической" книжке о том, что тантрический буддизм – это прямая дорога к морю возвышенно-мистических удовольствий, немедленно проследуйте к мусоропроводу с книжкой в руках. Будьте уверены: перед вами шарлатан от тантры.

Изучить йога-тантру по книжкам вообще невозможно, впрочем, как и любую другую йогу. Для этого необходим учитель, реализовавший путь тантр. Гуру должен определить конкретный вид практики для каждого ученика, исходя из базового аффекта его психики (гнев, страсть, неведение, гордость, зависть). Этот аффект, как правило, не осознается начинающим йогином: кто же видит свои собственные недостатки? А если это еще и патология... Однако путь тантр способен излечить многие патологические явления в области психики, так как он является глобальной трансформацией личности в целом.

Тантрические тексты наивысшей йоги начинаются с заявления о том, что путь удовлетворения всех страстей тождественен пути их пресечения. В соответствии с этим йогину предлагается броситься в океан пороков – совершить прелюбодеяние, воровство, кровосмешение и убийство с отягчающими обстоятельствами. Проповеди, исходящие из уст Будды-Бхагавана (божественного и, уж конечно, нравственно совершенного), призывают неофита убить родителей и учителей, предаться каннибализму, совершить подношения Будде мясом, кровью и экскрементами. Проповеди, от которых не только начинающие аскеты, но и небесные бодхисаттвы падали в обморок! Разумеется, все это нужно было проделывать не в реалити, а в особых формах медитации, под неусыпным оком гуру, выявляющего скрытые пороки ученика. Опасности таких практик очевидны: необходима высшая мера контроля, чтобы ужасы бессознательного не вырвались наружу, а были преодолены и психика таким образом исцелилась бы, приобретя чистую мудрость будды. Неудивительно, что Ваджраяна считалась тайным знанием, тщательно скрываемым от профанов.

На иконах Алмазной Колесницы часто можно встретить изображения демонического вида божеств, многоруких и многоголовых, напоминающих упырей из фильма ужасов. Причем нет никаких сомнений, что эти кошмарные существа были объектами почитания буддийских монахов. Однако тантрические образы не следует понимать буквально: на иконе мы видим лишь персонификацию тех или иных состояний психики. Оскаленные клыки монстров символизируют их готовность искоренить отвратительные пороки, превратив их в кровь, наполняющую чашу из черепа – символ пробужденного сознания. Йогин в процессе созерцания отождествляет себя с тем или иным божеством, достигая таким образом состояния пробуждения – или полного освобождения от соответствующего порока.

Точно так же и все тантрические тексты имеют не один смысловой уровень и потому не предназначены для дословного прочтения. Например, на одном уровне требование убить родителей может означать искоренение аффектов, а на другом – пресечение потоков энергии в позвоночном столбе в процессе йогической практики. Практически все высказывания древних учителей в тантрах имеют символическое истолкование, которое, опять же, без гуру не постигнешь. Особенно много в текстах сексуальной символики, отчего и возникла у европейского читателя прочная ассоциация между тантризмом и сексом. С другой стороны, Европе еще со времен Фрейда известно, что многие психопатологии связаны с либидо; в Индии и без Фрейда до этого додумались, причем еще полтора тысячелетия назад.

По учению буддизма, пробужденное сознание (или сознание будды) рождается из соединения методов спасения сансарического человечества бодхисаттвой и его великого сострадания (каруна) с мудростью, или интуитивным постижением природы мира (праджня). Ваджраяна объявила метод и сострадание мужским началом, а мудрость – женским, и символически представила пробуждение сознания в виде соития мужского и женского тел соответствующих божеств. Так что тантрическое изображение полового акта – это символ единения сострадания-метода и высшей мудрости, производящих на свет целостность психики и тотальную просветленность сознания. Где же здесь секс?

Действительно, а был ли мальчик? Столь много метафорических украшений современной речи связано с представлениями об океаническом экстазе практикующих тантрический буддизм, что очень хочется знать, что же на самом деле всему этому соответствует. Увы, наука свидетельствует: если и были когда-нибудь в традиции тантры натуральные совокупления, то только в самом раннем периоде существования Ваджраяны, причем у йогинов, не принимавших монашеских обетов, или, выражаясь современным языком, сектантов. При этом подобные ритуалы обязательно предписывали участникам отождествлять себя с божествами (каруна и праджня) и самоуглубляться. Когда же тантрическая йога стала неотъемлемой частью буддийской практики, от божественного секса в реалити полностью отказались, довольствуясь виртуальным аспектом, то есть воссозданием сексуальной символики пробуждения сознания в акте созерцания.

Одним словом, уважаемый читатель, придется нам всем отказаться от стереотипа восприятия, а заодно и от словосочетания "тантрический секс", ввиду отсутствия такового. Поскольку тантрическая йога отнюдь не является техникой секса, а представляет собой сложнейшую систему работы с психикой. И если в той книжечке, которую вы случайно купили на "восточном" развале, утверждается противоположное, отнесите ее в мусоропровод! И ни о чем не жалейте.

Катерина СТАСИНА (Утро.Ру)
Карма 5
6.01.2006
Никто не высказался, придется мне.Вот верное замечание:

Moony :
. Так что, прочитав в очередной "эзотерической" книжке о том, что тантрический буддизм – это прямая дорога к морю возвышенно-мистических удовольствий, немедленно проследуйте к мусоропроводу с книжкой в руках. Будьте уверены: перед вами шарлатан от тантры.
Карма 1
23.02.2006
Тут достачно достоверная информация на Ваджраяну.

Ето верно что в буддистских тантрах нет сексуальной практики,а в тантрах у которых ведическое начало используют секс чтобы пробудить Кундалини,как и в практие Дао,во время таких снашений нет семяизвяржения.

Поправки:

1.Буддистские тантры сушествуют со времён Будды-Шакямуни(например Хеваджра Тантра).

2.Махаяна Путь Очишения я Ваджраяна Путь Трансформации(Есть и тантры МахаАти(тиб. Дзогчен) которые называються тантрами но относя к пути Самоосвобождения а не трансформации).
Карма 165
24.02.2006
Как я понял,читая "Энциклопедию йоги"Георга Фернштайна,тантра-следствие мировоззрения,что телесное тоже божественно,а не то,что нужно отбрасывать и игнорировать.Т.е.религиозного экстаза можно достигнуть,работая с телом.Символика тантры кажется связанной с сексом,но на самом деле под слиянием Шакти(женского начала) с Шивой(мужского начала)подразумевается техника поднятия кундалини вверх вдоль позвоночного столба.Сексуальная энергия сублимируется.
Карма 1
18.06.2010
Автор статьи не знаком с аутентичными текстами. Прежде чем судить, надо знать матчасть :)
Карма 378
18.06.2010
Moony
В последние десятилетия экзотические практики Востока получили у нас большое распространение – вплоть до того, что слова "йога", "тантра", "мантра" или "нирвана" воцарились в языке

Вот-вот, вся дальнейшая белиберда, пардон, такст, является наглядной иллюстрацией этого тезиса. Блин, прям краткий пересказ главы "Тантра это просто" из книги "Тайные Учения Востока для "Чайников". Нужели такое уже издано?

Лет двадцать назад, в сборнике, изданом в начале 30-х годов (барахолка forever!) мне попалась статья Эйзенштейна об использовании философских терминов в русских востоковедческих текстах. Статья "идеологически верная", соответствующая "задачам текущего момента", но была в ней одна мысль, которая тогда, в моей двадцатилетней голове произвела взрыв и перевернула отношение ко всякого рода околонаучным (мистическим, религиозным и философским) изысканиям европейских не академических авторов.

Громя Блаватскую, Эйзенштейн писал, что термины из восточных источников, которые переносятся транслитерацией в русский язык, в наших текстах приобретают новое, совершнно отличное от оригинального значение. Это связано, по его мнению, с тем, что многие из этих терминов были или остаются опщеупотребительными словами в языковой среде из которой они происходят и имеют простые и доступные бытовые значения. Кроме того, связаные с культурными, ритуальными и бытовыми традициями, эти понятия обладают смыслами и значениями, обусловлеными невербальным контекстом. Перенося в свой текст лишь фонетическую болочку таких понятий, по мнению Эйзенштейна, наши авторы теряют их приодный, естественный их смысл, подменяя его иным, своим, сконструированным из элементов и по правилам своей культурной парадигмы.

И, наконец, логика ... Классический пример с горшком, приписываемый Чандрагупте, (Смотри, вот кувшин, в нем свежая вода, его сделал изящным и удобным известный мастер. Но существует ли этот кувшин? Смотри, он разбился и вода разлилась по полу, существует ли теперь этот горшок, в него уже не нальешь воду. Видишь, вода на полу существует, но кувшина нет, есть лишь осколки. Куда делся кувшин? Его нет, но в то же время он есть, ты же видишь его части! Он существует, он существовал вечно и вечно будет существовать, в то же время, его нет, никогда не было и никогда не будет!) показывает, что понимание восточных, в частнрости индийских текстов, нами, воспитанными в традиции антагонистической аристотелевой логики крайне затруднено и прямой перевод, прямое понимание, если угодно, не возможны.

На эти две посылки опирается мой, возможно, третий подход.

Что же каксается профанаций известных, шибко аутентичных гуру, оказывающих полный спетр духовных услуг страждущим, вплоть до "крещения" в индуизм за деньги, раскрывающих восторженым девочкам и мальчикам Наивысшие Секреты Тайных Учений на двухнедельных семинарах ... Так тут не очем говорить, профонация она и есть пофанация. Эта статья - такая же профанация, возможно, лишь, более невинная.

PS Я ни разу не специалист по индуизму и буддизму.
Помощь сайту
Войди или зарeгиcтpируйся, чтобы писать
Случайные топики