мар-гоша
Олана Йеру два очерка "Женщина в будийской традиции"" Почитать можно здесь http://www.proza.ru/2007/11/13/32мар-гоша, очень меня удивила следующая информация из статьи:
"К сожалению, позже, на многие столетия Орден женщин-монахинь (the Bhikkhuni Sangha) исчез в Южной и Юго-восточной Азии. Как религиозный институт он сохранился лишь в некоторых странах, достаточно закрытых в политическом, экономическом и культурном аспектах для влияния извне (например, Корея, Тибет)."
Насколько я знаю, всё как раз наоборот: именно в некоторых странах Юго-Восточной Азии сохранился Орден женщин-монахинь или был восстановлен в последнее время, тогда как в традиции тибетского буддизма не было и до сих пор нет подобного Ордена. В тибетском буддизме всегда существовали выдающиеся женщины-йогини, но многие остались неизвестными, поскольку у них не было философского образования и они не оставили после себя письменоого наследия, разве что агиографические свидетельства о них. Да и то, тех, что вошли в историю, можно пересчитать по пальцам руки.
Тензин Пальмо в книге "Cave in the snow" рассказывает, как её пришлось копить деньги и ехать в Гонг-Конг для посвящения в монахини. Дорогое это удовольствие. До недавнего времени Орден монахинь (bhikshuni) существовал разве что в Тайване, Гонг-Конге и Китае. В последние 20 лет был восстановлен в Корее, Шри Ланке и есть небольшая община в Камбодже.
Несколько лет назад с подачи западных женщин-буддисток и при поддержке Далай Ламы была предложена инициатива воосстановления женского Ордена в тибетском буддизме, привив его с другой традицией. Но после долгих размышлений тибетские послушницы (не монахини) всё-таки отказались. Это мне рассказывала одна монахиня-буддистка испанского происхождения (с 30 летним стажем). Она предполагает, что отказались из страха раствориться в другой культуре. И вообщем-то я их понимаю. Но надеюсь, что со временем они всё-таки созреют, рискнут и сумеют найти ту магическую формулу, что поможет им иметь свой Орден сохранив при этом свою самобытность.