Предисловие:
Идея цикла статей «Беседы о Боне» принадлежит моему другу Марине Филипповой, в настоящее время у неё нет времени на продолжение этого цикла, поэтому я хочу завершить начатую работу. Это мой первый самостоятельный публичный опыт изложения мыслей в Интернете. Поэтому прошу с пониманием отнестись к попытке рассказать о событиях моей жизни длиной около полутора лет. Начало цикла статей «Беседы о Боне» можно найти по адресу:
на сайте ИТЦ «Кайлаш»: www.kailash.ru/news2/news1573.html
на сайте «Индостан»: ../blog/109_2954_1.html
Спасибо всем кто поддержал меня в этом и помог продолжить обучение.
Вернувшись в Россию в начале апреля 2010 года, я продолжил выполнение предварительных практик Нендро: простирания, подношение Мандалы, три сердечные мантры.
Возвратиться в монастырь для продолжения практик планировалось в начале июля. Уже были куплены билеты, но поездка не состоялась. Пришлось разгр****ь старые долги.... Когда приступаешь к выполнению практик всё то, что мешает и не позволяет тебе освободиться от рутины (или сансары, если можно так сказать) и посмотреть на себя честно, встаёт перед тобой в виде внутренних переживаний и не простых жизненных ситуаций. Нужно быть честным – хотя это трудно, и эти ситуации и переживания при правильном к ним отношении и понимании становятся очистительным благом. Я раньше интуитивно понимал это, но не знал, как остановить бесконечный бег по кругу.
Снова приехал в Менри в начале сентября 2010 года, спустя пять месяцев. На следующий день после приезда пошёл к Его Святейшеству - 33 Менри Тризин Лунгток Тенпей Ньима Римпоче - настоятелю монастыря Менри. Он за день до моего приезда вернулся из поездки во Францию.
Его Святейшество принял кхадак и начал спрашивать:
-Откуда я приехал?
Я сказал, что приехал из Дарамсалы.
-Что ты там делал? – спросил Он.
Я объяснил, как мог. Надо сказать, что мой английский до сих пор практически нулевой, хотя я могу спросить, как мне доехать и так далее. Для полноценного общения ещё очень далеко. Практики требуют время.
-Ты монах?
-Что ты хочешь?
-Ты богат?
-У тебя есть жена?
-Почему ты постоянно возвращаешься?
Его Святейшество задавал мне вопросы. И я пытался отвечать, что - не монах, не богат, жены тоже нет, а возвращаюсь потому, что хочу достойно продолжить обучение (по крайней мере, я так думал, но, вероятно на плохом английском смыслбыл немного другой).
В конце нашей беседы меня отправили к секретарю объяснить, чего я хочу. Секретарь Его Святейшества монах по имени ЮндрунгТензин, после того как я объяснил цель приезда, сказал:
-Я всё передам, приди вечером.
Вечером секретарь, чья рабочая комната находится в резиденции Его Святейшества, сказал, что всё передал, и началось наше общение через секретаря. Он ходил к Его Святейшеству, затем возвращался и задавал вопросы - кто мой учитель, какие практики выполнял и кто давал эти практики и так далее...
Сначала наш диалог был очень неточным. Сказав, что не знаю, кто мой учитель, я вспомнил, что часть практик давал ГешеСонам, а часть - Его Святейшество. А позже понял, что все практики дал Его Святейшество, начиная с первых (это произошло в первый визит к монастырь Менри). Но в то время я не выполнял эти практики.
После вопросов Его Святейшество вышел из резиденции, спросил, какие практики я сейчас делаю. Услышав ответ, он попросил меня прочитать три сердечных мантры. Ему не понравилось мое произношение и Его Святейшество начал меня учить, как правильно их произносить. Но как только я попытался что-то уточнить, тут же услышал:
– Ты свободен.
Так мне показали, что надо сейчас делать все, что тебе говорят, не спрашивая. Мне удалось убедить, что я готов к этому.
-Хорошо, - сказал Его Святейшество, - сейчас сиди здесь и читай мантру, когда монахи зайдут в храм, делай простирания перед храмом, выйдут из храма, делай кору вокруг храма. Каждый вечер в 18 часов приходи для контроля.
В это время проходила семидневнаяпуджа (молитва) с утра и до вечера с небольшим перерывом на ужин.
Так началось моё продолжение практик в монастыре Менри.
На следующий день встал в 5 часов, начал делать простирания перед храмом с перерывами на завтрак, обед, ужин и небольшими перерывами для отдыха. Вечером к 18 часам пошёл к Его Святейшеству, но монахи сказали, что он не очень хорошо себя чувствует. Я понимал, что ситуация не совсем понятна для меня. Ходить для контроля к Его Святейшеству мне было как-то неудобно, тем более что я понимал, какую огромную работу Он выполняет. В первый приезд в Менри меня немного «отрезвили». С тех пор никогда не возникало желание по малейшему поводу ходить за советом или разъяснением в резиденцию Ринпоче. Но на другой день я ещё раз (для корректности) пришёл в 18 часов и когда двери передо мной закрылись, я понял, что ходить мне сюда часто не надо. Чтобы идти к Его Святейшеству, нужен какой-то результат и оставались незавершёнными две практики – простирания и мантра ОКАР.
Все дни делал простирания перед храмом, постепенно увеличивая время и количество протираний. А через несколько дней Его Святейшество и ГешеСонам проходили рядом с храмом, как раз в тот момент, когда я закончил делать простирания и Его Святейшество похвалил меня, после чего снова задал несколько вопросов.
- Наверно, я не очень хорош, - сказал я (имея в виду, что не совсем правильно выполняю практику). У меня есть мысли о прошлом, каких-то прошедших ситуациях...
Мне объяснили, что пока я нахожусь в сансаре, такие мысли будут приходить. Но монастырь - это окно в твой ум (или мир) и когда ты приезжаешь сюда, не должны быть мысли ни о ком и ни о чём, надо забыть обо всём и обо всех.
В этот раз в монастыре я провёл около месяца, в основном большая часть времени у меня уходила на практику в зависимости от самочувствия и погоды. Были моменты, когда было трудно и физически и психологически, трудно удерживать ум сконцентрированным на практику в течение длительного времени. Это довольно сильное психологическое напряжение и физическая нагрузка. При выполнении практики необходимо прислушиваться к своему самочувствию. Не стоит, как говорят, давить или излишне интенсифицировать практику. Здесь нет чётких границ. Организм сам подскажет, когда стоит остановиться. Всё очень индивидуально.
Примерно за неделю до отъезда я закончил практику простирания и практику трех сердечных мантр. На следующее утро пришёл к Его Святейшеству, сказав, что завершил простирания и перечислил все практики которые прошел. Их было восемь. Его Святейшество выслушав, спросил:
- Ты не читал 100 слоговую мантру?
-Нет, - ответил я.
- Хорошо, - сказал Его Святейшество, - потом я покажу, как делать медитацию, сейчас я занят.
В 16 часов я пришёл к кабинету секретаря, там был и Его Святейшество. Секретарь начал рассказывать, как делать правильно медитацию «О природе ума», и что мне ещё нужно читать 100 слоговую мантручтобы завершить практику Нендро. После этого я задал вопрос по практике медитации Его Святейшеству, но он не стал мне отвечать и ушёл к себе.
Перед отъездом в Россию, по обычаю, я ещё раз зашел к Ринпоче, поднёс кхадак, поблагодарил от всего сердца Его и всех монахов монастыря за помощь в практике. Без этой помощи практика была бы просто невозможной.Его Святейшество спросил у меня:
– Тебе нравиться монастырь?
Я ответил:
– Да.
- Ты до этого был монахом в Менри, и ты вернёшься снова, - сказал Его Святейшество. Ещё спросил, сколько человек у меня в семье и услышав ответ, дал каждому специальную защиту. По приезду я продолжил выполнять практику Нендро и медитацию. Закончил Нендро в феврале 2011 года.
Итого на выполнение девяти предварительных практик Нендро потребовалось чуть меньше полутора лет.
Что дали мне практики?
Я стал спокойнее. Более объективно отношусь к себе и окружающим, исчезли некоторые иллюзии. Пока далеко не все.
Я узнал, что значит, жизнь в монастыре и сейчас с большим уважением отношусь к монахам.
В основе любой религии лежит сострадание. Думаю каждый, кто начинает практиковать какие - либо духовные практики, вне зависимости от религии, которую исповедует становиться лучше. В каждой религии есть Учителя и ни одна религия не противоречит и не соперничает с другой. Надеюсь, что мой небольшой рассказ был полезен кому-нибудь. Тем, кто хочет встать на путь познания, от всего сердца желаю успеха.
Андрей Кононов
Кудымкар, 13 апреля 2011 год