Хотя деление людей на касты запрещено Конституцией Индии, кастовое деление отнюдь не потеряло актуальность. В современной Индии насчитывается ок. 3000 каст. Кастовая система жестко регулирует общественную и частную жизнь миллионов индийцев, особенно в сельских районах. Каста человека во многом определяет его род занятий, положение в обществе, круг общения, выбор супруга или супруги и т.д. Интересно, что кастовая система существует не только среди последователей индуизма, но, местами, и среди христианского и мусульманского населения.
История кастовой системы теряется в глубине веков. Считается, что деление общества на классы и подклассы ввели индо-арийцы, которые пришли на территорию современной Индии за несколько тысячелетий до нашей эры. Постепенно это деление развилось, расширилось и приняло довольно уродливые формы.
Корни кастовой системы пытаются искать в индуистских священных писаниях "Ведах", "Пуранах" и др., которые делят общество на четыре класса (варны): брахманы (священнослужители), кшатрии (правители и воины), вайшьи (торговцы и землевладельцы) и шудры (ремесленники и рабочие). Даже если это так, то современная кастовая система – лишь уродливое отражение изначальной идеи социального деления. Главная причина в том, что принадлежность к той или иной касте определяется не по качествами и способностям человека, а по принадлежности к тому или иному роду или семье. Представители низших каст и особенно так называемые неприкасаемые или далиты, которые, как считаются, стоят ниже самых низких каст, терпят всяческие притеснения и унижения со стороны представителей высших каст. А ведь далиты составляют 16.2% от всего населения Индии. Все это дестабилизирует индийское общество.
В последнее время в Индии наблюдаются позитивные сдвиги в сторону признания прав низших каст и неприкасаемых. Далиты получают места в Парламенте, возможность для бесплатного получения образования и другие поблажки.