Форум Блог Новости Путеводитель   Реклaма
Северная Индия Южная Индия  

Экономика и бизнес › Как поддерживают малый бизнес в Индии

Карма 5089
28.11.2006
Вот уже более десяти лет, как в Индии провозглашена новая промышленная политика. Она отражает понимание необходимости развития рыночных отношений для ускоренного роста экономики и повышения уровня жизни населения. Темпы экономического роста увеличились до 6% в год.

Преобразился характер экономики - наряду с традиционными видами экспорта (текстиль и ювелирные украшения) начал стремительно расти экспорт современных продуктов - программного обеспечения, фармацевтических препаратов, полимеров, приборов, электронного оборудования.

В апреле 2000 года в Индии введена программа по образованию Специальных Экономических Зон (СЭЗ). В них могут создаваться предприятия любых видов деятельности, ориентированные на получение валютной выручки. К концу 2002 г. в стране было образовано уже 13 СЭЗ. Важнейшими стимулирующими факторами развития предпринимательства в Специальных экономических зонах являются:

- отсутствие лицензий на импорт средств производства, комплектующих изделий, запчастей, материалов;

- беспошлинное приобретение средств производства, сырья, расходных материалов, запчастей на внутреннем рынке;

- предоставление полной свободы деятельности по принципу субконтрактации, в т.ч. и на производства, размещенные за границей с освобождением от таможенных проверок экспорта и импорта;

- разрешение продажи экспортной продукции на внутреннем рынке при полной уплате таможенных пошлин согласно импортной политике, разрешение реэкспорта импортированных товаров;

- предоставление ссуд для реализации и репатриации доходов от экспорта в течение 12 месяцев, а также гарантия сохранения ссуд и валютных средств;

- предоставление ссуд на развитие социальной сферы в пределах СЭЗ (жилье, детские учреждения, школы, клубы, центры отдыха, поликлиники и т.д.);

- первоочередное развитие систем связи и энергоснабжения, транспортной инфраструктуры, средств коммунального обслуживания.

Оказываемая государством организационная, финансовая и техническая помощь сектору МП через развитие инфраструктуры поддержки, снижение налоговых требований и административных барьеров позволили создать динамичный и гибкий сектор малого бизнеса. За последние десять лет количество малых предприятий выросло с 2,25 млн до 3,57 млн, а количество занятых в них - с 13,4 млн - до 20 млн человек. В настоящее время ограничений по численности занятых на малых предприятиях нет, существуют только верхние пределы инвестиций в основной капитал: не более 10 млн рупий или $220 тысяч (сюда не входит стоимость земли, зданий и сооружений).

В целях упорядочения учета в системе государственной помощи малым предприятиям, было принято решение о выдаче временных и постоянных сертификатов для регистрации малых промышленных предприятий. Временный Сертификат Регистрации промышленного МП выдается сроком до 5 лет для обеспечения постановки на учет в контрольных органах. Он дает возможность начинающему предприятию получать финансовую помощь от кредитных институтов в рамках реализуемого проекта, но не дает права на получение различных форм государственной помощи (финансирование, обеспечение сырьем, оборудованием). Постоянный Сертификат Регистрации выдается действующим малым промышленным предприятиям после фактического начала выпуска продукции. Такие предприятия имеют право на получение всех видов помощи от государства и других источников.

В настоящее время сектор МП обеспечивает выпуск 40% промышленной продукции и 35% общего объема экспорта. Государственным заказом зарезервировано производство 749 видов продукции ТОЛЬКО в секторе МП; малым предприятиям предоставлено исключительное право продажи государству 358 видов товаров.

В октябре 1999 г. в Индии создано Министерство малого предпринимательства в промышленности и сельскохозяйственном производстве. Однако, исходя из особенностей национальной экономики и неравномерности экономического развития регионов уже в сентябре 2001 г. оно было преобразовано в два отдельных министерства: министерство малого предпринимательства в промышленности (SSI) и министерство аграрного и промышленного производства в сельской местности (ARI). Министерство SSI выражает и защищает интересы МП, представляет их в различных органах власти, других министерствах, администрациях штатов, сотрудничает с международными и неправительственными организациями, заинтересованными в развитии МП. Объем финансирования этого министерства на 2002-03 гг. составил $208,2 млн (0,22% от расходной части бюджета страны). Министерство ARI выполняет аналогичные функции в сельском хозяйстве, акцентируя свою деятельность на переработке сельхозпродуктов, народных промыслах, ремесленничестве и промышленном производстве в сельской местности. Бюджет этого министерства в 2002-03 гг. составил $147 млн (0,16% расходной части государственного бюджета страны).

В целях выработки общегосударственной стратегии развития предпринимательства в стране образован Национальный совет по развитию предпринимательства (NEDB). Он участвует в разработке 10-летних планов перспективного развития страны и изыскивает ресурсы для поддержки малого и среднего бизнеса. Для координации деятельности государственных, частных и общественных организаций по поддержке МП учреждена "Палата малых промышленных производств" (SSI Board), которая вырабатывает согласованные рекомендации и формулировки по стратегии развития и поддержки сектора МП. Председателем Палаты является Глава министерства SSI. В состав Палаты входят руководители других министерств, некоторые члены Парламента, руководители различных правительственных департаментов и финансовых институтов, представители общественных объединений. Общая система взаимодействия в разработке общей государственной политики в отношении МП базируется на коллегиальном рассмотрении важнейших вопросов в Палате малых промышленных производств и в Национальном совете по развитию предпринимательства.

В связи со значительной неравномерностью промышленного развития регионов выделены три группы отсталых территорий: Северо-восточный регион ( охватывает 10 штатов, 8 горных районов в штате Уттар Прадеш, один район в Западной Бенгалии и 2 острова); неразвитые территории категории "А" (53 района в различных штатах); депрессивные территории категории "В" (70 районов и поселений в различных штатах). На этих территориях дифференцированно применяется льготное налогообложение, а также используется ряд других мер, способствующих развитию МП. Реализация программ оздоровления и развития Северо-восточного региона возложена на министерство SSI. Территории категории "А" и "В" получают помощь от администраций штатов и региональных структур поддержки МП.

Министерство SSI для обеспечения кредитования МП через различные финансовые институты создало гарантийный фонд. В 2002-2003 гг. ему было выделено из различных источников финансирования 2 млрд рупий ($44 млн). Под его гарантии 34 кредитных института только за январь 2003 г. выдали 7258 кредитов на общую сумму 797 млн рупий. В финансировании проектов технологического обновления и модернизации МП важнейшую роль играет сеть специализированных банков, во главе с "Индийским банком развития малого предпринимательства". Особое внимание министерство SSI уделяет обеспечению доступа МП к производственной инфраструктуре, созданию сети современных лабораторий, испытательных и сертификационных центров, а также повышению квалификации управляющего персонала и внедрению новейших методов управления предприятиями.

На уровне штатов и союзных территорий ряд общенациональных и региональных проектов поддержки и развития МП реализуется непосредственно правительствами штатов. Эти мероприятия осуществляются через "Районные производственные центры", которые имеются в каждом штате и подчинены "Директорату промышленности штата". Кроме того, в каждом штате созданы институциональные структуры промышленного и финансового развития, тесно взаимодействующие с финансовыми корпорациями, действующими в каждом штате. Весьма мощными возможностями поддержки предпринимательства и традиционных промыслов в сельской местности и в малых городах обладают различные государственные учреждения, такие как, например, Комиссия по переработке хлопка и производственной деятельности в деревнях, Объединение переработчиков кокосового волокна, торгово-промышленные палаты, а также общественные союзы, объединения и ассоциации предпринимателей.

Организация по развитию малого предпринимательства (SIDO), войдя в состав министерства SSI, получила право координации и контроля выполнения основных стратегических направлений и программ поддержки и развития МП. Руководит деятельностью SIDO Уполномоченный Комиссар по развитию МП в ранге первого замминистра SSI. SIDO тесно взаимодействует с центральным правительством, с Плановой комиссией, с правительствами штатов, финансовыми институтами, независимыми общественными организациями и другими структурами, связанными с развитием сектора МП. В составе SIDO действуют более 60 департаментов и отделов, а также 21 независимая организация, 30 институтов по обслуживанию МП, 28 отраслевых институтов, два Центра повышения квалификации, четыре региональных испытательных центра, семь испытательных станций, два сертификационных центра и комплекс производственных и обучающих центров. Через эти структуры SIDO оказывает широкий комплекс услуг по технической, консультативной, маркетинговой и финансовой поддержке малых предприятий. Для расширения производственных связей МП с крупными и средними предприятиями SIDO создала комиссию по субконтрактации. По всей стране создана сеть центров субконтрактации. 34 таких центра действуют в системе обслуживания МП, а 27 центров - при различных отраслевых ассоциациях. Особое место в работе центров субконтрактации занимают программы по внедрению международных стандартов качества и развитию экспорта за счет распространения информации о проводимых конкурсах и потребностях в субконтрактных связях.

Другим важнейшим органом активного создания новых предприятий является Национальная корпорация малого предпринимательства (NSIC), которая также входит в состав министерства SSI. Она руководит реализацией различных специализированных программ через восемь региональных представительств, пять технических сервис-центров, два иностранных представительства, два технологических парка по разработке программных продуктов, 17 вспомогательных отделов почти во всех штатах страны и три технических центра по развитию предпринимательства. NSIC предоставляет технологическую помощь МП через систему технических сервис-центров. В таких центрах дают технические консультации, проводятся испытания, осуществляется контроль энергозатрат, проводится оценка состояния окружающей среды и выполняются многие другие специальные работы.

Для повышения устойчивости новых МП корпорация приступила к реализации программы привлечения опытных наставников для помощи начинающим или проходящим обучение руководителям малых предприятий. В качестве наставников могут работать лица, имеющие опыт успешного руководства собственным предприятием (предпочтительно в том же виде деятельности). В качестве консультантов привлекаются и ведущие специалисты, находящиеся уже на пенсии. Чаще всего наставничество практикуется в группах однородных предприятий или в кластерах по выпуску какой-либо продукции.

Для облегчения взаиморасчетов по поставкам крупным и средним предприятиям продукции малых предприятий, NSIC разработал финансовую схему ускоренной оплаты счетов. Известно, что крупные и средние предприятия в основном приобретают изделия, узлы и комплектующие детали у множества малых предприятий на условиях отложенного платежа. В результате этого многие малые предприятия страдают от недостатка оборотных средств. Для устранения такого явления малое предприятие оформляет передачу NSIC права требования оплаты по счету, акцептированному потребителем его продукции. Если предприятие-должник имеет хорошую репутацию и устойчивое финансовое положение, то NSIC из своих фондов в срок до 90 дней оплачивает за должника счет малому предприятию полностью или со скидкой на некоторую величину, в зависимости от разницы в сроках оплаты по данному контракту. Широкое распространение получают кластерные структуры, объединяющие большое количество малых предприятий по технологическому или продуктовому принципу. По данным UNIDO в Индии сейчас действует свыше 2000 кластеров, в том числе 388 кластеров, объединяющих промышленные предприятия и 1657 кластеров, объединяющих ремесленнические предприятия в сельской местности. Подсчитано, что кластеры дают свыше 60% экспортной продукции страны, а некоторые крупные кластеры производят до 90% отдельных видов продукции, выпускаемой в стране.

Статья с сайта www.businesspress.ru
Помощь сайту
Войди или зарeгиcтpируйся, чтобы писать
Случайные топики