Правительством Индии с 1991 года осуществляются масштабные реформы по либерализации экономики, нацеленные на ускоренный и существенный рост производства и интеграцию экономики Индии в мировое хозяйство.
Результатом усилий, предпринятых в последние годы, стало существенное увеличение притока прямых иностранных инвестиций в различные сферы индийской экономики и объема портфельных инвестиций, в первую очередь, за счет притока иностранных институциональных инвестиций. В 2005 году общая сумма прямых иностранных инвестиций в экономику Индии составила 5,3 млрд. долл. США, а объем нетто-инвестиций иностранных институциональных инвесторов на фондовом рынке Индии – 10,1 млрд. долл. США.
Инвестиционная политика Индии была впервые сформулирована в Промышленной политике (Industrial Policy Resolution 1956 г.) и в дальнейшем получила развитие в Заявлении о Промышленной политике (Statement on Industrial Policy 1991 г.).
Согласно этим документам, в зависимости от сектора индийской экономики, установлены предельный уровень и условия допуска (автоматический режим или необходимость прохождения процедуры одобрения соответствующими госорганами) иностранных инвестиций.
В соответствии с действующем законодательством Правительство Индии запрещает любые формы иностранных инвестиций в следующие сектора экономики: атомная энергетика, лотерейный и игровой бизнес, розничная торговля (за исключением торговли под единым брендом).
Инвестирование на основе автоматического одобрения разрешено в следующих секторах экономики: угольная промышленность, строительство, курьерские услуги, производство химических веществ, энергетика (кроме атомной), производство алкогольной продукции и оптовая торговля.
При автоматическом режиме одобрения от компании требуется в течение 30 дней с даты получения средств иностранного инвестора уведомить об этом местное отделение Резервного банка Индии (Reserve Bank of India, RBI), и затем, в течение 30 дней с момента передачи акций инвестору, предоставить соответствующую документацию по установленной форме, после чего компания будет зарегистрирована.
В случае подпадания инвестиционных проектов под режим предварительного одобрения то такие проекты рассматриваются Советом по содействию иностранным инвестициям (Foreign Investment Promotion Board, FIPB). Компании необходимо подать заявку в FIPB, сопроводив ее рекомендациями профильных отраслевых министерств Индии. Инвестиционные предложения рассматриваются Советом по содействию иностранным инвестициям с учетом социальной значимости предлагаемых инвестиционных проектов и следующих приоритетов: развитие инфраструктуры и экспортного потенциала страны, увеличение занятости (особенно сельского населения), внедрение передовых технологий.
Принципиальное одобрение FIPB выдается в течение 4-6 недель, а последующее согласование планов реализации инвестиционных проектов на уровне отраслевых министерств, правительств штатов и местных властей занимает несколько месяцев.
Учитывая действующие требования и нормы для различных секторов экономики, FIPB может рекомендовать более низкие или высокие доли иностранного капитала (вплоть до 100% при условии временного отсутствия индийского партнера).
Условия инвестирования, одобренные FIPB в отношении конкретного проекта, в дальнейшем остаются неизменными, в том числе в случае изменения общих правил и норм инвестирования, а также в случае последующего увеличения капитала совместного предприятия. Решения Совета по содействию иностранным инвестициям касаются только принципиального одобрения инвестиционных проектов. Все технические разрешения и регистрационные процедуры (регистрация компании, получение разрешения Министерства охраны окружающей среды и лесов, получение разрешения властей штатов, местная регистрация предприятия) в отношении одобренных FIPB проектов иностранный инвестор должен получать самостоятельно.
1. Банковский сектор - до 74% разрешаются в автоматическом режиме в соответствии с директивами Резервного банка Индии.
2. Н****ковские финансовые компании (Nоn Banking Financial Companies, NDFC) - для NRI/OCB (Non-resident Indian/Overseas corporate bodies – индийцы-нерезиденты/зарубежные корпоративные организации.) FDI (FDI – Foreign Direct Investments – прямые иностранные инвестиции) разрешены в 19 направлениях н****ковской деятельности, в том числе: торговые банковские операции, морское страхование, брокерская деятельность на фондовых биржах, венчурный капитал, услуги по хранению, обмен валюты, факторинг, лизинг, услуги советников по инвестициям, финансирование жилищного строительства, управление активами, услуги портфельного управления, финансовые консультации, кредитные карты и др. Иностранный инвестор может образовывать 100% дочернюю компанию.
3. Страхование - разрешаются до 26% в автоматическом режиме при условии получения лицензии Управления регулирования и развития страхования (IRDA – Indian Regulation and Development Authority) .
4. Авиакомпании внутренних перевозок - автоматический режим не применим. Прямое или косвенное участие иностранных авиакомпаний не разрешается.
5. Аэропорты - разрешаются до 100%, при этом свыше 74% требует одобрения индийского правительства.
6. Телекоммуникации - разрешаются: в базовые услуги (мобильная связь, пейджинг, глобальная мобильная персональная спутниковая связь) при наличии лицензии Департамента телекоммуникаций и одобрения FIPB – до 74%; в производство средств дальней связи – до 100%.
7. Нефть (без нефтепереработки) - разрешаются до 100% в автоматическом режиме (для газового сектора – с разрешения FIPB).
8. Нефтепереработка - разрешается до 26% в государственные предприятия, при этом 26% принадлежит госпредприятию, 48% – государству. Автоматический режим не разрешается. В частные индийские предприятия разрешается до 100% в автоматическом режиме.
9. Строительство объектов недвижимости - до 100% разрешаются в режиме автоматического одобрения в любые формы жилищного строительства, строительство торговых помещений, гостиниц, курортов, больниц, образовательных помещений, мест отдыха и развлечений, городской и районной инфраструктуры.
10. Уголь, лигниты - разрешаются до 100% частным индийским энергетическим компаниям в разведку и добычу для собственного потребления при производстве электроэнергии; до 100% для предприятий по переработке угля, исключая добычу/продажу обогащенного или сортированного угля; до 74% для разведки или добычи для собственного потребления. Во всех указанных случаях FDI в размере до 50% разрешаются в автоматическом режиме, при условии, что FDI не превышают 49% доли государственного участия.
11. Фонды венчурного капитала и компании венчурного капитала могут вкладывать до 100% капитала в индийские ценные бумаги в автоматическом режиме при соответствии нормам регулирования Совета по ценным бумагам и биржам (SEBI) и определенным отраслевым лимитам.
12. Компаниям, инвестирующим в инфраструктуру и услуги, не разрешено вложение капитала в автоматическом режиме, а только с учетом специальных требований и условий.
13. Радиоактивные минералы - разрешаются в добычу, обогащение и комплексную переработку полученного продукта – до 74%, по специальному разрешению Комиссии по атомной энергии Индии – более 74%.
14. Оборонная и стратегические отрасли промышленности - разрешаются до 26% при условии получения разрешения правительства Индии.
15. Сельское хозяйство - не разрешаются, за исключением чайных плантаций при получении одобрения индийского правительства (до 100%).
16. Печатные средства массовой информации - разрешаются до 100% в индийские издания научно-технических и научно-популярных периодических журналов; до 26% портфельных инвестиций в индийские новостные печатные средства массовой информации и телевизионные спутниковые каналы.
17. Радио и телевещание - разрешаются до 100% в производство телевизионного программного обеспечения с разрешения индийского правительства; в проектирование, монтаж и налаживание аппаратного обеспечения линий спутниковой и кабельной связи – до 49%; обеспечение непосредственного телевещания (прием телевизионных сигналов) – до 20%; наземное радиовещание в диапазоне FM – до 20%. Деятельность частных операторов в наземных передающих телевизионных сетях не разрешается.
18. Энергетика (за исключением АЭС) - до 100% разрешаются без ограничений в производство, передачу и распределение электроэнергии.
19. Фармацевтические и лекарственные препараты - разрешаются до 100% в автоматическом режиме для производства медикаментов и фармацевтических препаратов. Необходимо одобрение индийского правительства, если для производства медикаментов и фармацевтических препаратов требуется получение обязательной лицензии или используются методы генной инженерии.
20. Гостиницы и туризм - разрешаются до 100% в автоматическом режиме.
21. Горнодобывающая промышленность - разрешаются в автоматическом режиме: до 74% в разведку и добычу алмазов и драгоценных камней; до 100% в разведку и добычу золота, серебра и минералов (исключая алмазы и драгоценные камни), их металлургию и обработку.
22. Почтовая служба - FDI до 100% с разрешения правительства для осуществления курьерских услуг, за исключением рассылки писем.
23. Охрана окружающей среды - до 100% разрешаются в автоматическом режиме для производства оборудования по контролю над загрязнением окружающей среды и создание интегрированных систем контроля.
24. Реклама и кино - до 100% разрешаются в автоматическом режиме.
25. Скоростные транспортные системы массовых пассажирских перевозок - до 100% разрешаются в автоматическом режиме.
В 1994 г. Индия стала членом Многостороннего инвестиционного гарантийного агентства (MIGA). Членство в этой организации означает, что все иностранные капиталовложения, одобренные правительством Индии, застрахованы от конфискации или национализации.
В 1999 г. принят Закон о валютном регулировании (Foreign Exchange Management Act, 1999, FEMA) разрешающий репатриацию инвестированного капитала и перевод за границу любого количества иностранной валюты, полученной в качестве прибыли от деятельности иностранной компании в Индии (при наличии соответствующего одобрения RBI и оплаты всех налогов) или в результате ликвидации иностранной компании (продажи зданий, сооружений, оборудования и т.п.).
В первой половине 2006 г. Правительство Индии предприняло ряд новых мер, способствующих дальнейшей либерализации инвестиционного рынка страны и увеличению притока иностранных инвестиций.
Снято ограничение на участие иностранного капитала в розничной торговле товарами под единым брэндом (single-brand retail). Иностранным компаниям с февраля 2006 г. разрешается иметь собственные магазины розничной торговли с долей участия до 51%, однако продавать товары только под одной торговой маркой, при условии, что данный товар реализуется на международных рынках под тем же брэндом. Снятие ограничений позволяет открывать собственные магазины таким международным компаниям как Nike, Reebok, Louis Vuitton, Channel и др.
Справочно: Согласно Заявлению о Промышленной политики 1991 г. сектор розничной торговли запрещен для прямых иностранных инвестиций. Протекционистская политика Правительства Индии акцентирована на защите интересов малых предпринимателей, так как на их долю приходится более 90% рынка розничной торговли в Индии. Выход на рынок крупных международных розничных сетей как Wal-Mart, Sears, Auchan и TESCO может нанести им существенный урон и иметь негативные социальные последствия.
Кроме того, предельный уровень участия иностранного капитала в телекоммуникационных компаниях повышен с 49% до 74%. Это открывает доступ на индийский рынок иностранным компаниям, заинтересованным не только в участии (до 49%), но и получении контрольного пакета в индийских компаниях телекоммуникационного сектора.
Несмотря на улучшение инвестиционного климата, Индия получает лишь 0,8% от мирового объема прямых иностранных инвестиций, и лишь 3% инвестиций в развивающиеся страны. Существует целый ряд объективных причин, сдерживающих приток средств иностранных инвесторов. Основными проблемами являются неразвитая инфраструктура, устаревшее трудовое законодательство, проблемы государственного управления и низкая квалификация местного персонала.
Недостаточно развитая современная инфраструктура Индии является одним из основных факторов, сдерживающих развитие экономики страны. Потребление электроэнергии на душу населения в Индии составляет 379 КВ/час, несмотря на меньшую численность населения это почти в три раза меньше чем в Китае (987 КВ/час). Существенно отставание Индии по этому показателю по сравнению с другими странами Юго-Восточной Азии (Корея – 6171 КВ/час, Сингапур – 7038 КВ/час, Малайзия – 2831 КВ/час). Неразвитость железнодорожной и автомобильной инфраструктуры, низкое качество и уровень обслуживания на существующих транспортных магистралях, ограничивают возможности перемещения товаров внутри страны и препятствуют использованию ее как полноценного транзитного направления. Несмотря на прогресс, которого добилась Индия в области телекоммуникаций, она все еще существенно отстает от других развивающихся азиатских государств в таких фундаментальных показателях развития как количество абонентов на 1000 жителей. По этому показателю Китай опережает Индию в 6 раз, Республика Корея в 15 раз.
Перед зарубежными компаниями, инвестирующими в экономику Индии, остро встает проблема трудового законодательства, и вытекающими из этого последствиями работы с персоналом. Трудовая деятельность граждан в Индии регламентируется более 10 законодательными актами, большинство из которых были приняты в первой половине 20 века (Payment of Wages Act 1936 г., Industrial Disputes Act 1947 г., Minimum Wages Act 1948 г.). Действующие законы устарели и не способствуют эффективному регулированию трудовых отношений в современной экономической системе.
Основными организациями, курирующими прямые иностранные инвестиции в Индии являются:
1) Foreign Investment Promotion Board
Department of Economic Affairs, Ministry of Finance
Fax: +91 11 23093422
Web: www.finmin.nic.in
2) Reserve Bank of India
Fax:+91 11 22 22662105
Web: www.rbi.org.in
3) Department of Industrial Policy & Promotion
Ministry of Commerce & Industry
Fax: +91 11 23062626
Web: www.dipp.gov.in
По данным Министерства экономического развития и торговли Pоссийской Федерации
www.rustrade.org