Форум Блог Новости Путеводитель   Реклaма
Северная Индия Южная Индия  

Религии Индии › Шива - Великий Чувственный Аскет

Карма 5086
3.12.2006
Пребывающий во всех лицах, головах, шеях,

в тайнике всех существ,

Он – всепроникающий, владыка и потому –

Вездесущий Шива.


"Шветашватара-упанишада"

Наверное, Шива – один из немногих богов, которые так удачно сочетают в себе аскетизм и чувственные услады во всех их проявлениях, жестокость и милосердие, разрушительную силу и созидающее начало… Его образ - владыка Вселенной, в танце создающий миры, - красив и притягателен. Недаром именно Шива Натараджа (танцующий Тандава) стал излюбленным изображением скульпторов Индии. В этом удивительном облике Шивы отражены и сплетены воедино религия, философия и искусство.

Предшествующим именем брахманистского Шивы принято считать имя ведийского бога Рудры, хозяина грозы и ураганных ветров. Эта мифологическая фигура занимает важное место в становлении образа Шивы как милостивого и благосклонного божества. Конечно, по отношению к тем, кто не смеет нарушать покой Всемогущего. Индолог С.И. Тюляев считает также, что прототипом Шивы может являться владыка зверей Пасупати, чье изображение есть на печатках из Мохенджо-Даро и датируется III тысячелетием до н. э.

Шиваизм наряду с вишнуизмом весьма почитаемая религия в Индии. Особенно ярко выражено это почитание на юге страны. Философская идея Тримурти – Брахма, Шива, Вишну – для последователей шиваизма имеет несколько иное значение. Именно Шива, по их мнению, олицетворяет Тримурти: разрушитель мира, владыка его творческой энергии во всех ее проявлениях и источник жизни Вселенной. Запечатленный образ трехликого Шивы Махешварамурти (некоторые ученые считают, что данная скульптура отражает представления шиваитов о Тримурти) на острове Элефанта представляет собой монолитный скальный бюст. Погрудное изображение божества, высеченное в пещерном храме, датируется VIII веком н. э. Средний лик Махешварамурти – Шива Татпуруша – это основная сущность Вселенной, вечное бытие. Голова Татпуруши увенчана высокой коронообразной прической из драгоценностей, называемой джата-мукута и присвоенной высшим божествам. Правый лик – Агхора-Бхайрава, Шива в его мужском аспекте. На его голове человеческие черепа и змеи как символ безвластия смерти и змеиного яда. В этом образе выражены яростная активность и неукротимая энергия мужского начала. Левый лик – Ума, супруга Шивы, женский аспект блаженства, мира и красоты. У Махешвары четыре руки: Татпуруша держит лимон (семя мира) и четки; Агхора-Бхайрава – кобру (гнев, покоряющий зло); у Умы в руке лотос (непорочность, чистота); четвертая рука повреждена.

Самое раннее изображение Шивы относят ко II или I веку до н. э. Изваянный из камня бог в храме Гудималлама (на севере штата Мадрас) стоит на фоне лингама (фаллоса – символа божественной силы), словно составляя с ним единое целое. Высота скульптуры равна росту человека – 1м 52см. Шива изображен сильным и уверенным в себе, веселым и готовым к действию. Он стоит на плечах якши – существа ужасного: с огромным ртом и выпученными глазами, мощным туловищем. Якша представляет здесь силы природы, а Шива – высший аспект созидательных творческих сил Вселенной.

Начиная с X-XI веков, основное место среди изображений божества отводится Натарадже. Тандава – танец созидания, мужской танец. По преданию, через своего главного ученика Танду Шива обучил мудреца Бхаратху – основателя театрального искусства. Согласно тамильской шиваитской литературе Шиве приписывалось пять актов космической деятельности – панчакрития: шишти – творение; стхити – охранение, поддержание; самхара – разрушение; тиробхава – завуалирование в Майе (иллюзии, материи); ануграха – освобождение.

Ранние изображения Шивы Натараджи, отлитые из бронзы, найдены на юге Индии и Цейлона (куда они могли быть завезены тамильскими мастерами). Датируются они X – серединой XII вв. Вплоть до XVII века традиция литья танцующего Шивы была широко развита. Именно эти изображения прославили южноиндийскую металлическую скульптуру. Натараджа – символ движения, круговращения мира. Его скульптурное изображение рисует одну из поз танца экстаза Ананда-тандава. Большинство поз изображено в каменной скульптуре надвратных башен храма Шивы Натараджи в Чидамбараме. В Ананде-тандаве Шива изображен с приподнятой левой ногой, две пары рук, ноги и корпус находятся в сложном ритмическом взаимодействии. Эта поза традиционна и сохраняется уже в течение тысячелетия. Практически все фигурки Шивы, которые можно найти в эзотерических магазинах, представляют собой именно этот образ.

Равновесие в танце символизирует вечность движения Вселенной; развевающиеся пряди волос – энергия, излучаемая божеством. Карлик, похожий на ребенка, под ногой Шивы олицетворяет силы зла, неведения, навлекаемые Майей. Обычно Натараджа окружает красивый пламенеющий нимб – тирувази, символизирующий материальные силы Вселенной. В правой руке Танцор держит маленький двусторонний барабанчик – дамару – символ пробуждения Вселенной к новой жизни через вибрацию звука. Вторая правая рука согнута в жесте абхайя-мудра, жесте ободрения, благословления. В левой руке, соприкасающейся с тирувази, Натараджа держит пламя – агни – символ очищения и обновления мира. Вторая левая рука вытянута поперек груди в положении гаджа-хаста («застывший хобот слона»), указывая на попираемого демона. Иначе этот жест называется данда-хаста и означает власть и силу. Божества двуполы – в данном случае это выражено в серьгах Шивы: удлиненная, мужская, в правом ухе, принадлежащая божествам высшего ранга и называемая макара-кундала, и круглая, женская, простая и именуемая патра-кундала, в левом. Справа в красивой прическе джата-мукута помещена дева вод с рыбьим хвостом – символ священного Ганга; слева расположились полумесяц и кобра Васуки как символы божественности и силы Шивы. Другая кобра, обвитая вокруг поясницы Натараджа, означает его мировую энергию. Два глаза – Солнце и Луна, третий – во лбу – Огонь. Череп у основания прически – символ рассеяния мира в конце эволюции, а ожерелье из черепов Брахмы, Вишну и Рудры – инволюция и эволюция Вселенной. Это сильный образ. Не только в художественном смысле, но и в философском.

Культ Шивы самый распространенный и любимый на северо-западе страны у раджпутов. И Шивой его редко здесь называют: он или Махадев или Великий бог. Один из излюбленных образов – Великий аскет, медитирующий на горе Кайласа в Гималаях. Также весьма почитаемы ипостаси Шива-Бхайрава (Бхеру) и Шива-Экалинг. Бхайрава изображается в виде мужской фигуры, стоящей на лотосе, с гирляндой из змей на шее, со спутанными волосами, четырьмя руками. В руках у него дамару, чаша для питья крови поверженных врагов, сделанная из человеческого черепа, меч и трезубец. Экалинг – фаллический символ из камня, окрашенный графитом или суриком с пятью, восемью лицами по окружности. Лингам-йони (единение мужского и женского начала) является неизменным атрибутом храма Шивы и предметом поклонения.

В непальском пантеоне богов Шива также играет заметную роль. Взаимное влияние буддизма и шиваизма проявляется в архитектуре и искусстве. Например, пьедестал скульптуры Махакалы в Патане имеет объединенные черты буддийской ступы и шива-лингама. Большинство непальцев не придают особого значения принадлежности определенного божества какому-либо направлению. Индуизм они именуют шива-марга, и только образованные непальцы знают о существовании двух основных течений индуизма. По мнению жителей Непала, бог без женской половины лишен божественной одухотворенности; жизненная сила шакти очень важна в становлении личности и бога, и человека. Кстати, одно из имен Шивы – Вамадева, «Бог женского начала». В священной книге неваров «Свастхани» есть сюжет, иллюстрирующий их представления о силе шакти, связанный с именем Шивы. После смерти своей супруги Сатидеви (Шакти) Шива долго брел, куда глаза глядят, с мертвым телом на плечах. Утратив все божественные атрибуты, он вызвал сострадание других богов, что несвойственно привычному укладу жизни высших сил.

Правители рода Сомавамши штата Орисса на протяжении долгих веков оставались убежденными шиваитами. Храмы Шивы в Бхубанешваре принадлежат к архитектурным шедеврам мирового значения. Культ Нарасимхи ассоциировался в Ориссе с Шивой, особенно в ипостасях Бхайравы и Экапады. Царь Анантаварман Чодаганга (1077 – 1147) принадлежал к шиваитской семье, однако в качестве бога-покровителя избрал Джаганнатха. Высота храма этому божеству в Пури в точности соответствовала высоте храма Шивы в Танджоре.

У шиваитов существует собственный сводсвященных книг: это «Шатарудрия», «Шветашватара-упанишада», шиваитские агамы (наиболее авторитетными признаются 28 агам; среди них самые важные – «Калика-агама», «Мригендра-агама» и «Раурава-агама»), некоторые тантры (особенно «Сваччханда-тантра», «Малинивиджая-тантра», «Нетра-тантра», «Мригендра-тантра» и «Рудрайямала-тантра») и Шива-сутры. В отличие от вайшнавов шиваиты сокращаютзначение гуру, единственная роль которого заключается в раскрытии истиннойприроды наставничества. Существует множество сект приверженцев Шивы: шайва,пашупата, капалика, каламукха, вирашайва и др.

Могущественный владыка Вселенной,танцующий вседержитель и грозный защитник своих преданных является также яркиммифологическим персонажем. С именем Шивы, как уже стало ясно, связан не толькорелигиозный путь, но и культура и искусство Индии, ее философская составляющая.

Автор статьи по Индии: Олеся Гашкова
Помощь сайту
Войди или зарeгиcтpируйся, чтобы писать
Случайные топики
Новое на Форуме