Индийское кино представляет собой уникальное явление, не имеющее аналогов в мировом кинематографе. Во-первых, оно самодостаточно, поскольку все индийские кинотеатры практически всегда переполнены. Индийского зрителя мало волнует успех того или иного фильма на международной арене. Часто такой фильм-лауреат по кассовым сборам уступает многим менее талантливым фильмам. За сто лет своего существования, а первый кинопоказ состоялся в июле 1896 г., индийская киноиндустрия произвела более 30 тыс. художественных фильмов и несколько десятков тысяч фильмов документальных. В рекордном 1985 г. в Индии вышло 912 игровых фильмов. Во-вторых, индийское кино самобытно, хотя на нем, бесспорно, сказывалось и сказывается влияние иных кинематографических школ. Оно является естественным продолжением музыкально-танцевальной драмы театра парсов и театра урду, что требует специальной подготовки актеров, умеющих профессионально танцевать (а до появления певцов за кадром) и петь. В-третьих, оно всегда национально, поскольку действие любого фильма всегда связано с Индией и ее народом. В-четвертых, оно многоязыко: фильмы выходят практически на всех основных языках страны и нередко - сразу на нескольких. В-пятых, оно имеет свой особый упрощенный кинематографический язык (филмана бхаша), понятный сотням миллионов неграмотных и малограмотных людей.
Как и все кинематографы мира, индийское кино прошло сложный и неоднозначный путь становления и развития. Оно начиналось как немое импортное кино, где до 1913 г. демонстрировались фильмы, сделанные за пределами Индии, хотя и были отдельные попытки совместного производства (выпуск на экран фильма "Пундалик" о жизни маратхского святого в мае 1912 г.). В мае 1913 г. вышел первый чисто индийский игровой фильм "Раджа Харишчандра", снятый патриархом индийского кино Дхунднраджем Говиндом Пхалке (он же - Дада Сахеб Пхалке). Фильм продолжительностью около 50 минут имел титры на английском языке и на языке хинди и состоял из четырех частей. В Калькутте первый игровой фильм вышел в 1917 г., а в Мадрасе - в 1919. Эти фильмы знаменовали собой начало и расцвет немого кино в Индии. До появления в 1931 г. первого звукового индийского кинофильма 85% кинофильмов, шедших на экранах Индии, были американскими. Это, однако, не означало, что индийцы не могли делать фильмы международного звучания. В 1926 г. был создан фильм "Свет из Азии" о жизни Будды Шакьямуни, который с успехом прошел по всем крупным городам Европы.
С выходом на экраны первого звукового фильма "Красота мира" ("Алам Ара"), озвученного сразу на урду и хинди, ситуация в индийском кинематографе изменилась коренным образом. В кинотеатры потоком хлынул неграмотный и полуграмотный зритель, что увеличило киноаудиторию в сотни раз. Появилось много новых кинокомпаний, создававших звуковые картины не только на урду и хинди, но и на многих региональных языках. Фильмы, отвечая запросам зрителя, имели много музыкально-танцевально-певческих номеров, количество которых в одном фильме порой достигали сорока. В 1934 первый индийский фильм "Сита" (по мотивам "Рамаяны") был представлен на кинофестивале в Венеции.
В 1935 г. на экраны выходит фильм П.Баруа "Девдас" (в двух вариантах - на бенгали и на хинди, с разным актерским составом), один из первых фильмов нового социального кино, оказавший большое влияние на последующее развитие индийского кинематографа. "Девдас" - фильм о мужчине-неудачнике, не сумевшем выстроить свою жизнь и погубившем жизнь других, любивших его людей. Фильм был прохладно встречен критикой, но восторженно - зрителями.
В 1955 г. появился римейк этого фильма, который снял один из ведущих кинорежиссеров Индии Бимал Рой. После "Девдаса" на экраны индийского кино вышел целый ряд фильмов социального протеста.
В 1939 г. индийское кино отметило свой серебряный юбилей. За это время индийское кино заняло четвертое место в мире по производству фильмов и восьмое место в стране по доходам. К тому времени в кинопромышленности было занято более 40 тыс. человек.
Вторая мировая война отрицательно сказалась на положении кинематографа. Основное внимание колониальные власти уделяли документальным фильмам, пропагандирующим боевые успехи англичан и союзников. Однако и в это время появился ряд очень хороших кинолент, одной из который был фильм "Судьба" ("Кисмет"), снятый в 1943 г. режиссером Рьяном Мукерджи. Фильм побил все кассовые рекорды и не сходил с экранов Калькутты три года и восемь месяцев. Успех картины определялся появлением на экране героя-преступника, а сам фильм отличался острым сюжетом и динамизмом действия. К тому же главную роль играл молодой Ашок Кумар, ставший одним из идолов индийского кино.
После обретения независимости начался новый этап развития индийского кинематографа, ставшего национальным явлением. Центральные и региональные власти стали оказывать кинопроизводству финансовую и иную помощь. В 1954 г. была учреждена "Медаль президента" за лучший фильм года и Национальная кинопремия по целому ряду номинаций (лучший фильм, лучший режиссер и т. д.). В 1959 г. в г. Пуна был открыт Институт кинематографии (ставший потом Институтом телевидения и кинематографии). В 1960 г. была учреждена Национальная корпорация по развитию киноискусства, перед которой была поставлена задача способствовать производству качественного кино. В 1961 г. была создана Корпорация финансирования фильмов, призванная оказывать помощь кинопродюсерам.
Развитие национального кинематографа пошло по двум путям: по пути создания идейно-художественных фильмов, начало которому положили фильмы, снятые в 40-е годы при участии Ассоциации прогрессивных писателей Индии и Индийской ассоциации народных театров (например, фильм К. А. Аббаса "Дети земли" - "Дхарти ке лал", вышедший на экраны в 1943), и по пути производства коммерческих развлекательных фильмов. Некоторые исследователи предполагают, что фильмы первой группы составляют не более 5% от всего кинопроизводства, но именно эти фильмы получают награды международных кинофестивалей.
50-е годы знаменательны появлением первой и самой знаменитой картины классика индийского кино, единственного индийца, удостоенного приза Американской академии киноискусства ("Оскар") Сатьяджит Рея, создавшего в 1955 г. фильм "Песнь дороги" ("Патхер панчалн"), получивший две премии на Каннском фестивале 1956 г.
Наряду с этой кинолентой внимания заслуживают и остросоциальные фильмы известных у нас Радж Капура "Бродяга" ("Авара"; 1951), "Господин 420" ("Шри 420"; 1955), Бнмала Роя "Две меры земли" ("До бигха замни"; 1953). Последний фильм перекликается с картиной "Похитители велосипедов" Витторио де Сика, одного из зачинателей итальянского неореализма. Знакомство индийского зрителя с мировым киноискусством состоялось во время первого Международного кинофестиваля, проходившего в Индии в 1951 г. (подобные фестивали регулярно проводятся в Индии; последний состоялся в 1999 г.; главный приз фестиваля - "Золотой павлин").
Линию С. Рея в индийском кинематографе продолжили два других представителя бенгальской школы Мриндл Сен и Рнтвик Гхатак, создавшие в 70-80-х годах несколько высокохудожественных фильмов, описывающих мрачные и печальные стороны жизни индийского среднего класса, безработных и малоимущих. К лучшим идейно-художественным фильмам последнего десятилетия относятся фильмы двух режиссеров-женщин: Миры Наир, создавшей глубокий и трогательный фильм о детях бомбейского дна "Салют, Бомбей" ("Салам Бомбай"; 1988), и Пуджи Бхатт, поставившей в 1997 г. фильм "Таманна", в котором она сыграла главную роль. Социальная мелодрама о судьбе женщины, стремящейся обрести себя и свой путь в стране, где еще живы предрассудки феодализма, о ее приемном отце, гермафродите от рождения и, следовательно, изгое общества, о нравственном контрасте между простыми людьми и чванливыми аристократами, вызвала самые широкие симпатии индийской публики. Оба фильма получили и международное признание.
Коммерческое развлекательное кино Индии построено по общему принципу создания "блокбастеров" с участием звезд первой величины. Индийский блокбастер к тому же обязательно содержит до десяти музыкально-танцевально-песенных номеров, в которых герой или героиня (или они оба) достаточно профессионально танцуют под музыку, а их пение озвучивают (озвучивает) не менее известные закадровые певцы, слава которых не уступает славе киногероев. Так, закадровая певица Лата Мангешкар за почти 60-летнюю певческую карьеру спела около 25 тыс. песен на 14 индийских языках. До конца 80-х годов она обычно записывала по две песни в день, Лата лауреат множества самых престижных премий. Следует отметить, что в кинематограф пришло несколько профессиональных танцовщиц индийских классических танцев, чьи танцы на экране стали образцами танцевального искусства. Еще одной особенностью индийского блокбастера является обилие драк, в которых актеры-звезды (и не только звезды) с достаточной степенью мастерства демонстрируют умение владеть приемами восточных единоборств. Однако сами драки длятся намного больше, чем в любом другом коммерческом кино, что, очевидно, доставляет особое удовольствие в целом миролюбивым индийцам. В индийском кинематографе появились и дерущиеся женщины. Так, прекрасная танцовщица в стиле "Бхаратнатьям", одна из звезд первой величины индийского кино Хема Малш прославилась исполнением роли полицейского офицера, лихо расправляющегося с десятком нападающих мужчин в фильме "Враги отечества" ("Деш ке душман"). Во всем этом, несомненно, сказывается влияние западного кинематографа и, в первую очередь, Голливуда. Недаром в индийском кино применительно к блокбастерам появился свой термин Болливуд (так называют бомбейские кинокомпании, снимающие блокбастеры). Однако было бы неправильным видеть только негативные стороны коммерческого кино. Наряду с чисто развлекательными фильмами было создано немало вполне полноценных лент, совмещающих занимательность с высоким мастерством. К ним можно отнести следующие фильмы: "Бобби" Радж Капура, "Слон - мой друг" ("Хатхи мера сатхи") Де-вара, "Пламя" ("Шолей") Рамеша Сиппи, "От беды к беде" ("Каямат се каямат так") Мансура Кханны, "Истина" ("Сатья") Рамгопала Вармы, "Наследство" ("Вирасат") Приядаршана и некоторые другие.
Целый ряд удачных фильмов был сделан на киностудиях Южной Индии, фильмы которых набирают силу и получают все больше национальных и международных наград.
www.goa.ru