Бхарата-натьям – индийский танец , возник в штате Тамил-Наду на юге Индии и является одним из наиболее популярных стилей классического танца. Это самая древняя и наиболее сохранившаяся танцевальная форма в мире, история ее насчитывает около двух тысяч лет.
Высокоразвитое искусство Бхарата-натьяма было пронесено через века учителями танца и храмовыми танцовщицами девадаси в храмах Южной Индии. Этот стиль восходит напрямую к ритуальным храмовым представлениям, проходившим в храмах Южной индии с 10 до середины этого века.
Хотя школа Бхарата-натьям ассоциируется ос штатом Тамил-Наду, есть еще майсурская школа, которая основывается на традициях храмовых и придворных танцах древнего штата Майсур. История развития танца в Южной индии записана в визуальных и текстовых источниках. В Тамильском эпосе Silappadikaram (История ножных браслетов) описано множество танцевальных стилей тех древних времен. То же самое можно сказать про скульптуры многих храмов, отражающих богатую историю художественного танца южных регионов. Бхарата-натьям как танцевальная традиция – наследие исполнителей, которые жили при дворцах королей или при храмах. Действительно уникальна давняя традиция женщин посвящать себя храму. Эти «девы божии» - девадаси - жили при определенном храме – Шивы или Вишну, и частью ежедневного ритуала поклонения были танцы во славу бога в их исполнении. К сожалению, позже под давлением социально-экономических факторов, девадаси заработали плохую репутацию, что привело к снижению репутации танцев в целом.
Кроме девадаси, на танец повлияли и придворные танцевальные традиции. Большой вклад в формирование современного стиля Бхарата-натьяма внес придворный квартер правителей правителей Танджора (1674-1885). Они разработали современный репертуар Бхарата-натьяма, сочинили и поставили множество танцевальных номеров и до сих пор их вклад высоко оценивается, а танцы показываются на современных танцевальных представлениях. Формат представления остался тем же, изменились лишь некоторые детали.
В 30-х годах двадцатого века началось оживление танцевальных традиций, тогда и установился современный характер Бхарата-натьям. Появились школы Бхарата-натьям, которые стали ассоциироваться с высокими стандартами танцоров и исполнителей.
Публика играет немаловажную роль в индийском танце. От зрителя ожидают, что он будет достаточно сведущ в этом искусстве и устремлен к тому, чтобы впечатлиться, научиться и насладиться силой искусства. Представление состоит из 6 частей и исполняется в течение полутора-двух часов.
Традиционный костюм танцовщицы - короткая блуза и яркое шелковое расшитое сари с широкой каймой, плотно обернутое вокруг бедер и ног. Свободный конец сари собран в мелкую складку и пропущен спереди через пояс, раскрываясь при движениях танцовщицы. Другой край драпируется на груди. Волосы танцовщицы убираются живыми цветами, на конце косы – яркие кисти или помпоны. Украшения включают тику – налобное ювелирное изделие, две заколки, символизирующие луну и солнце, золотые серьги, браслеты, кольца, богатые ожерелья с подвесками. На ногах у танцовщицы – гунгру, ножные браслеты с бубенцами. Макияж естественный, подчеркивающий глаза. Руки и ноги окрашиваются амлой – ярко-алой краской растительного происхождения.