ДОРОЖНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
Индусы редко используют поворотники. Могут использовать их адекватно в западном стиле, но можно встретить ситуации, когда поворотником водитель показывает, обгоняй меня с этой стороны. Фуры используют поворотники еще меньше. В кабине обычно сидит минимум два человека, но может быть и 10-12. Водитель и его помощник в противоположном окне подают тебе знаки, махая руками. Происходит всегда такое живое общение жестами.
.................................
Много давят собак, особенно часто встречал в Раджастане, реже коз, пару раз видел сбитых коров. Неприятное надо сказать зрелище, лежащее в жару на дороге большое, воняющее, обсаженное мухами тело. Но с коровами это случается редко. Они большие, их видно издалека. И они достаточно предсказуемы на дороге. Собаки же мечутся по проезжей части, могут делать резкие движения. Несколько раз у меня тоже были острые ситуации, связанные с собаками. Royal Enfield относительно тяжелый мотоцикл, без багажа и топлива 180 кг. Тормоза на классической версии, как у меня, не дисковые, а барабанные. Co скорости 80-90 км/ч затормозить его не просто.
..........................
Самое тяжелое время на дорогах в 4–6 часов вечера. Все начинают куда-то двигаться. С работы домой, в лавки. Моторикши останавливаются прямо на проезжей части, загрузить или ссадить пассажиров, создавая пробки. Стоит пыль, какофония сигналов.
....................
В Индии дорогой бензин, примерно 1,2 доллара за литр, поэтому транспорт используют до предела. Междугородные автобусы иногда выглядят как фуры. Вся крыша забита грузом высотой метра на два. Люди висят на транспорте. Сидят на крыше, висят сзади, по бокам. Видел джип, облепленный людьми, и еще два человека сидели спереди, на капоте, оставив небольшую дырку для обзора водителю.
..............................................
Самое спокойное время на шоссе днем, в самую жару. Движение минимальное. Но и ночью бывает хорошо, если это хорошая дорога. Как раджастанские хайвэи, или в Гуджарате. Лучшая трасса, которую я видел в это путешествие - Ajmer – Jaipur . Но это не очень интересно и живописно, ты просто поливаешь по прямому как стрела автобану с шумом в ушах от ветра и двигателя.
Со временем приходит опыт быстро преодолевать города. Лучше почаще спрашивать индусов. Спрашивать надо минимум трех человек. Мнения первых двух, вероятнее всего разойдутся, а вот мнение третьего может сойтись с одним из них, туда и надо двигаться.
А лучше прямо собрать тусу. Свести двух спорящих о верном направлении, через пару минут их будет человек шесть, а то и больше, и через несколько минут увлекательного шоу ты поймешь куда тебе ехать.
..........................................
Про движение ночью я уже упоминал, хороший вариант уцепиться за каким-нибуть "паровозом". Лучший случай это белый туристический автобус с нестарым движком без черного выхлопа и работающими стопами. Тагда меньше риска въехать ему в жопу. Если он идет с такой же скоростью как ты или немного быстрее, тогда можно продвигаться значительно быстро несмотря на ночное время. Этот "паровоз" возьмет на себя все эти безумные тата-траки с обдолбанными водителями идущими в лобовые атаки с врубленным дальним светом. Иначе это жопа. На ночном хайвэе Бихара, когда мои глаза залепленные грязъю и мухами и убитые дальним светом грузовиков выхватывали размазанное по асфальту тело мотоциклиста вместе с мотоциклом я понял в очередной раз, что ночью лучше по незнакомым дорогам не ездить.
...
В Дели на Пахар Ганже видел смешную уличную пробку. Пробки на Пахар Ганже не редкость. Но это был такой реальнейший запор. Две машины (хотя на основные торговые улицы машины сейчас не пропускают, но они как-то пробрались) по бокам совсем уперлись в стены, а между собой зажали корову. Зажали так, что надавили ей на ребра. Конечно, с обеих сторон улицы, сразу же набилась уйма рикш, мотоциклистов. Все стояли, урчали моторами, кричали и сигналили. Собралось много пешеходов, иностранцы. Никто не мог протиснуться вперед по улице. Самой невозмутимой во всей этой шумной сцене оставалась корова. Зажатая легковушками с обеих сторон так, что почти висела, в глубокой задумчивости она жевала, и не обращала ни на кого внимания.
В Дели опять какой-то напряг. Продолжаются забастовки. Повсюду много полиции, военных, отряды типа нашего ОМОНа с пластиковыми щитами и автоматами. Весь Кэрол Бат бастует, говорят, что правительство хочет прикрыть частные лавки. В Индию приходит американский Wal - Mart . Приехали несколько крупных боссов из Америки просканировать ситуацию и подготовить почву для открытия сети cash - and - carry . Предлог для закрытия мелкого бизнеса - планируемые в 2010 году Игры Доброй Воли. К Играм улицы освободят от мелких торговцев, а после все будет как прежде. Но индусы на улицах говорят, что это навсегда и тема с Играми всего лишь уловка правительства. Возможно, Индию ждут большие перемены.
Печально было бы видеть Индию, охваченную глобальными торговыми сетями. Надеюсь, что если это коснется, то только Дели и несколько крупных центральных городов. Пытаюсь представить гипермаркет на Пахар Ганже и Макдоналдс в Маникараме.