Мы идем искать Священные
Знамения. Мы идем осторожно
И молча. Мимо проходят люди.
Они смеются.
... Никто
Не знает, где Хозяин оставил свои
знамения.
Скорее всего они на вехах.
Расставленных вдоль дороги. Или
В цветах.
Или в волнах реки.
Мы думаем, что их можно искать
В облачных сводах.
При свете солнца, под сиянием Луны.
При свете смолы
И костра мы будем
Искать Священные знамения.
Где они могут быть...
Священные знамения? Сегодня
Мы, наверно, их не
Найдем. Но завтра наступит
Свет. Я знаю... Мы их увидим.
Н.К.Рерих. «Мы увидим»
Николай Рерих, видимо, осознавал своеобразное свойство снов. Для него кисть и полотно стали средством именно переживания снов. Рерих использовал силу мысли, психическую энергию для передачи своего видения жизни на своих полотнах. Те вопросы, которые возникали в его уме днем, касавшиеся неограниченной духовности, человеческих уз, находили ответы в его снах. Не было бы преувеличением сказать, что Рерих лучше всего передавал свои мысли, когда он переносил на полотно свои сны, свои мечты.
Рерих родился 9 октября в Санкт-Петербурге в 1874 году. Странствия привели его в Наггар, небольшую деревушку, лежащую между Куллу и Манали в штате Химачал Прадеш. Его воображение было разожжено луковичными куполами и пронзительными шпилями Санкт-Петербурга. Русский дух толкнул его на поиск мистического. Он шел по жизни, пытаясь раскрыть тайны Вселенной, пока его путь не привел его в Гималаи. Они были, как он – такие же сильные, неуклонные, вечные и эфемерные. Там, в Гималаях, он приобрел себе дом в окрестностях Наггара. Там он всегда мог любоваться на заснеженные пики, придававшие ему силу и покой. Горы и человек были словно отражениями друг друга. Они вели между собой постоянный разговор, волнуя и утешая, радуя и огорчая. Они были далеки и в то же время близки друг к другу. То, что они не могли удержать, они отдавали миру, как например, снег, мягкий, белый, сверкающий и приносящий покой…
В работах художника Рериха явно виден мистический элемент. Есть и ссылки на Библию, навеянные глубоким чувством духовности, порожденным христианским воспитанием детства. Его полотна повествуют о красоте жизни, об угрозе сил мрака, вечной, нескончаемой борьбе человека, пламени человеческого духа. Гималаи стали для него средством передачи своих мыслей. Высоко взмывая вверх, они стремятся достичь духовных высот, освещенные на рассвете розовым светом, а ночью окутанные серебряной синевой лунного сияния. Они заполняют полотно точно так же, как они раскидываются на земле. Они суровы и трогательны, величественны и хрупки. Они далеки и близки. Их много, но они отличны друг от друга. Рерих щедро рассыпал на своих полотнах самые сокровенные свои сокровища.
Его дом в Наггаре сейчас превращен в музей. Хранящиеся в нем картины, а также копии полотен в Институте гималайских исследований под названием «Урусвати», радуют глаз и ум…Рерих не просто писал свои полотна, он вкладывал в них большой смысл. Каждое из них представляет собой видение. Глядя на его картины, погружаешься, будто в транс. Перед тобой начинают появляться один за другим сменяющие друг друга образы, раскрываются неизведанные глубины его духовной философии. Поэмы Рериха становятся полотнами, и полотна – поэмами.
Для своего «Знамени Мира» Рерих выбрал знак триады, символ прошлого, настоящего и будущего. Три крупных точки вписаны в кольцо вечности. Выбор им этой эмблемы был продиктован его чувством принадлежности ко всему миру, а не только к одному месту. Триада перекликается с одним из старейших индийских символов, называемым чинтамани, символом счастья. Этот символ можно увидеть и в Небесном храме в Пекине. Он считается одним из трех сокровищ Тибета. Он виден на хорошо известной картине Мемлинга на кресте Христа. Его можно увидеть на Страсбургской мадонне, на щитах крестоносцев и на геральдике Тамплиеров. Этот символ является частью украшений, встречающихся в Лахауле, Ладакхе, он замечен на керамике неолитического века. Он принадлежит миру с самого начала, с его зачатия. Можно ли найти лучший символ, открывающий путь к сокровищнице Рериха! Так что именно он украшает знамя, развевающееся над его домом в Наггаре.
Рерих как поэт и художник в сущности своей является символом единства человечества. Та зрелость, которая присуща его работам, передает мощное стремление к миру во всем мире и к единству. Он объездил всю планету, пока он не нашел себе приюта в мистицизме и духовности Индии, воспевая Гималаи, которые он так любил.
9 октября в именье Рерихов в Наггаре из года в год отмечается день рождение великого художника. С утра пуджари храма Кришны проводит пуджу рядом с алтарем, где находятся каменные скульптуры богов и героев этой священной гималайской долины. Это незабываемое впечатление! Приезжают сюда в этот день художники, собираются местные жители на программу, которую устраивают детишки в честь Махатмы (великой души) Рериха. Звучат местные мелодии и женщины в национальных одеждах создают атмосферу тех лет, когда здесь жила и работала известная российская семья Рерихов.
Основной текст статьи взят из журнала "Индия Перспективы".
Добавления и фото - Марины Филипповой (историка, журналиста)
Время путешествия по Индии: Cентябрь 2004 года
Источник: Тур-центр “Кайлаш”