За многие века технологии отъема денег на Востоке разработаны в совершенстве. Если Вы попадете на мастера, то шансов не расстаться хоть с какой-то суммой денег практически нет. Но радует то, что таких мастеров не так уж и много и по мелочи они не работают. Со всеми же остальными вполне можно справиться, если знать об их методах работы.
Индия в данном случае интересна тем, что в ней встречаются практически все, что мировая мошенническая мысль разработала за многие века. Рассмотрим же основные способы того, что на современном языке называют «разводом на деньги», характерные для Азии в целом и в Индии в частности.
Хелперы (от английского «help» – помогать), помогалы, мальчики-помогайчики и иже с ними.
На человека, только прибывшего в Индию (фреш-чикену), как пчелы на мед со всех сторон слетаются разного рода помогайчики, желающие якобы помочь иностранцу. Далеко не все из них действуют топорно и, хватая за руки, пытаются затянуть в магазин, ресторан или отель. Чаще бывает по-другому. К Вам подходит человек и спрашивает, откуда Вы приехали. Далее он пытается завязать разговор, рано или поздно заканчивающийся тем, что Вам предлагается какая-то мелкая (поначалу) помощь. В конце концов все сводится к тому, что когда этот замечательный человек просит Вас дать несколько рупий (чтобы купить портфель своим деткам, идущим в школу, или на лекарство больной жене, или на членский взнос в партию Национальный конгресс), Вам уже как-то и неудобно ему отказать.
Следует понимать, что обычные индийцы – люди достаточно консервативные и просто так на улице к Вам знакомиться вряд ли подойдут. Поэтому, если в туристическом месте к Вам с широкой улыбкой и протянутой рукой подходит местный житель, то в 99 случаев из ста он будет пытаться тем или иным способом получить личную материальную выгоду за Ваш счет. Понятно, что не стоит отскакивать от него, как от прокаженного. Можно и руку пожать, можно и улыбнуться (можно и всего этого не делать и просто игнорировать эти попытки), но при малейшем проявлении настойчивости со стороны аборигена следует сразу же его «отшивать». Опять же, не обязательно делать зверское лицо и доставать из рюкзака припрятанное там холодное оружие. Вполне достаточно вежливо, но твердо сказать: «Спасибо. Не хочу». Но не стоит вдаваться в подробности, объясняя, например, что Вы не хотите купить именно этот ремень, потому что у Вас такой уже есть. Это будет диалог, в котором у помогалы появляются новые шансы вас «объегорить». Предоставлять ему эти шансы совсем не обязательно.
Отмечу, что далеко не все хелперы – люди отталкивающей наружности с наглыми горящими глазами. Вспоминается, как в южноиндийском городе Мадурае в великолепном храме богини Минакши к нам подошла симпатичная индианка средних лет и сказала, что фотографировать в этом месте нельзя, после чего как-то ненавязчиво вписалась в нашу компанию и провела для нас набольшую экскурсию по храму. Самое забавное было то, что, узнав, что мы из России, она засмеялась и сказала, что ее зовут Руссия (ее папа был коммунистом и назвал ее в честь великого северного соседа). Это не был тактический прием, характерный для хелпера, так как мы слышали, как в дальнейшем ее этим именем называли другие индийцы. После экскурсии и очень приятного общения мы САМИ (вот высшее мастерство хелпера) предложили ей денег, но она отказалась и сказала, что будет рада, если мы купим хоть что-то в одном из сувенирных магазинов, с которым она сотрудничает. И надо же такому случиться, что именно в этом магазине были эксклюзивные (нигде потом мы не видели таких) статуэтки танцующего Шивы. После продолжительной торговли мы их купили. Все остались довольны: мы – приобретенным товаром, торговец – тем, что продал сразу три статуэтки, Руссия – тем, что смогла что-то заработать.
Но этот случай скорее исключение. В целом же, помогалы хотят «поиметь» с Вас денег просто на ровном месте. А потому не стоит заходить куда-либо с аборигенами, клеящимся к Вам, потому как они-то все равно получат за это комиссионные. За Ваш счет, естественно.
Отмечу, что на первых порах количество индийцев, которые будут подходить к Вам с самыми разными просьбами (все с тем же желанием «поиметь» какую-то личную выгоду), просто не поддается подсчету. И если дать слабину, то процесс этот станет лавинообразным и его уже нельзя будет остановить без каких-либо экстраординарных мер (например, вызова спасателей из МЧС). Нужно сразу же учиться твердо и без каких-либо рефлексий говорить «нет», и со временем к Вам перестанут подходить даже разные навязчивые торговцы. Индийцы очень чувствительны, и они прекрасно определяют, кого можно «пробить», а кого – нет. Помню нашу первую пешую прогулку по Дели. Казалось, что все торговцы мира сосредоточились в месте нашего променада и пытались продать нам свой залежалый товар. Через две недели мы шли по той же улице, и на нас никто уже не обращал внимание.
Псевдо-альтруистические таксисты и рикши.
Об обычных таксистах речь впереди, а здесь упомянем об их якобы альтруистических коллегах, соглашающихся отвезти Вас в гостиницу или магазин за копейки или даже бесплатно. Поговорка про бесплатный сыр известна даже маленьким детям. Конечно же, свои деньги этот «альтруист» получит. В случае с гостиницей он получает комиссионные в размере суточной стоимости номера. А Вам, как это не печально, придется платить двойную цену.
Таксисты, рикши.
Цену следует оговаривать заранее – до поездки. Иначе в конце поездки придется заплатить столько, сколько скажет водитель. А уж он, разумеется, реальную или даже близкую к ней цену называть не будет, а пофантазирует в свое удовольствие.
Естественно, при оговаривании цены следует торговаться. Обычно сбить цену, как минимум, вдвое – вполне реально. Расплачиваться же за поездку нужно только после прибытия на нужное место и остановки транспорта. Собственно говоря, это стандартное правило для Индии – не давать денег вперед, в противном случае интерес к Вам мгновенно теряется и для получения уже оплаченной услуги придется затратить много энергии.
Довольно большая часть таксистско-рикшовских «разводов» относится к тем случаям, когда они отвозят путешественника в гостиницу. Тут могут рассказать и о том, что в нужной Вам гостинице метровые тараканы, и что в ней живут только бандиты, и даже, что она вообще не далее как вчера сгорела. Но все это не беда, так как у такого замечательного водителя, конечно же, есть на примете отличная, и к тому же, совсем не дорогая гостиница. Что делать в такой ситуации? Естественно, настаивать на том, чтобы он отвез Вас туда, куда нужно Вам, а не ему.
Вот описание подобных попыток «разводов», взятое из отчета одного из путешественников: «Таксист приехал, повез нас на Мейн базар, потом проиграл с великой точностью один из сценариев про таксистов в Дели, описанной в LP (путеводитель Lonely Planet). А именно: на полпути сказал, что не знает точного адреса нашего отеля, надо бы заехать в туристическое агентство и спросить. В агентстве спрашивают, была ли у нас бронь в отеле. Что ты ответишь – не важно (была или не была), так как потом они звонят якобы в этот отель. Мы тут поняли, что на этом спектакле мы уже были, и не стали его досматривать до конца, а точнее, мы не стали дожидаться, пока он позвонит в отель, а громко сказали таксисту, чтоб вез без всяких звонков, куда мы ему сказали. Ну, и пожалуйста, – взял и отвез. Если бы мы немного подождали, и «якобы наш отель» сказал, что, несмотря ни на какие брони, у них нет мест, то агент быстренько бы подсуетился и отвез нас в другой. Вот и все. Ничего страшного».
И действительно, ничего страшного, просто к этому нужно быть готовым. Но даже когда водитель привез Вас туда, куда надо, не позволяйте ему заходить с Вами в отель. Как уже отмечалось выше, комиссионные ему будут выплачены за Ваш счет.
О других способах отъема денег у иностранцев в Индии в нашей следующей статье.
Автор статьи: Сергей Мазуркевич
www.business-investor.info