К одиночной кругосветке, обещающей стать одним из самых увлекательных путешествий в жизни, готовится ветеран «морского передвижения» Деннис Ховард. При всех известных опасностях и рисках, которыми чревато любое предприятие подобного рода (бессонница, бушующие волны и нападение пиратов), имеется в плавании шестидесятидвухлетнего американца специфика, которая создает лично ему особые трудности. Дело в том, что Ховард практически ничего не видит. Он слепой.
«Для меня совершенно не стоит вопрос о том, могу я сделать это или не могу. И я со всей ответственностью отдаю себе отчет в том, что мне предстоит быть на чеку каждую секунду, каждую минуту, каждый час и каждый день, пока я нахожусь в море»,- говорит он сам. Перенесший тяжелую форму глаукомы, которая разрушила зрительные нервы, Ховард потерял правый глаз и практически полностью лишился зрения на левый. «Врачи говорят, что в левом глазу объем зрения не превышает пяти процентов»,- рассказывает он. «Чтобы оценить, сколько это, закройте правый глаз, а левым смотрите через соломинку для коктейля, и вы поймете, что это значит». Я могу прочитать номерные знаки на машине по другую сторону дороги, но саму машину я не вижу»,- продолжает он.
Как бы то ни было, но сегодня Ховард занят подготовкой к плаванию на специально сконструированной 20-футовой (6.1 м) лодке «Авало». Старт из Сан-Диего (Калифорния) намечен на конец октября. Путешествие займет полтора-два года и закончится, по замыслу Ховарда, во Франции. Маршрут не из легких, Ховард этого не скрывает. Но, с другой стороны, как еще убедить людей в том, что инвалидность не помеха для полноценной жизни. «Потеря зрения не вызвала во мне ни депрессии, ни отчаянья, ни страха»,- вспоминает он сегодня. «Единственное, чему я сразу сказал «нет», так это морским путешествиям». «С этим уж точно покончено»,- моментально пронеслось у меня в голове. «Но чем больше я убеждал себя в этом, тем больше понимал, что мне просто нужно организовать все иначе. И другим я хочу сказать: не отчаивайтесь». Впрочем, это сегодня Ховард призывает к оптимизму. Возвращение к прежней жизни было не простым и для него. Одно только вернуться к моряцкому делу, уж не говоря о том, чтобы поднять парус и в одиночку выйти в море вокруг земли – обо всем этом Ховард заговорил только после того, как снова научился управлять лодкой. «Я покривлю душой, если скажу, что все осталось так же, как тогда, когда я был зрячим. Другое дело, что я сказал себе: просто теперь все приходится делать с большим трудом. К примеру, научился же я спокойно переходить оживленные улицы и перекрестки, притом, что я делаю это практически вслепую. Вот так и с мореплаванием». «Проблемы-то, как вы понимаете, все те же: исправность лодки и адекватная экипировка. Только дурак не отдает себе отчета в том, что все приходит в негодность, ломается, а вы находитесь в открытом море в тысяче, а то и двух, от ближайшего берега. Но, если вы человек разумный, то легко представите себе, как все это в один прекрасный момент может привести к катастрофическим последствиям. Так что больше года я работал над тем, чтобы свести подобные риски к минимуму».
А это значит, что Ховард не просто переделал двадцатифутовую лодку под новые обстоятельства, чтобы сделать более комфортным свое плавание, но и «нашпиговал» ее специальными устройствами, позволяющими чувствовать себя в безопасности и ему самому, и другим морякам. В частности, речь идет об электронной навигационной и опознавательной системе AIS, которая предупреждает Ховарда о наличии судов примерно в 50-мильном радиусе. «Вот это вещь, теперь я точно знаю, где находится ближайший корабль, каким курсом он следует, с какой скоростью и даже как он называется»,- восхищается он. Кстати, Ховард не просто технически переоснастил «Авало» под новые обстоятельства и нужды, но и сделал свое транспортное средство максимально комфортным в плане экологии. Так, дизельный двигатель он заменил небольших размеров внешним устройством, работающим на солнечных батареях. «Я постарался свести к минимуму все, что может нанести вред окружающей среде. Практически все устройства, которые установлены на борту, начиная с рации и заканчивая навигационными системами, работает от ветра или солнца»,- поясняет моряк.
Находясь в плавании, Ховард будет поддерживать постоянную связь с группой школьников из Огайо, которые также имеют определенные физиологические ограничения. «Помимо чисто учебной информации о погоде, науке и географии, которую я передам этим ребятам, я рассчитываю, своим примером показать тем, кто только начинает жизнь и начинает ее с темы или иными ограничениями, что они не должны считать свои дефекты препятствием на пути к осуществлению своих помыслов». На вопрос о том, чего он боялся больше всего перед выходом в плавание, Ховард отвечает: «Тут не при чем ни море, ни шторма, ни пираты. Да и слепота тоже не при чем. Главная проблема – психика». «Отчаяние способно завладеть любым человеком. Представьте себя наедине с открытым морем. И так месяцами, вдали от цивилизации, ни с кем не поговоришь, никому не поплачешься в жилетку, и только постоянный риск нападения со стороны. В таких условиях дашь малейшую слабину – и депрессия неминуема».
.Впрочем, по словам самого Ховарда, за удовольствие надо платить, и оно того стоит. «Если вы еще ни разу не бороздили синих просторов, тет-а-тет с луной и звездами, не видели, как в ночи светятся подводные глубины, открывая перед вами жизнь их обитателей, если вы не познали величия океана, тогда расправьте парус и вслед за мной отправляйтесь на борьбу за красоту и прелесть жизни!»
http://www.tourprom.ru