Любой, кто посещал Индию раньше и приехал снова в послекризисный период, вряд ли заметит принципиальную разницу. На первый взгляд может показаться, что в этой стране вообще не происходят никакие экономические перемены. В Калькутте по-прежнему распространены человеко-такси, босые рикши бегают, волоча за собой повозки с людьми. Чай в придорожном киоске по-прежнему можно купить за две рупии, а молочный напиток ласси в столице штата Раджастхан Джайпуре подают в одноразовых стаканах из необожженной глины ( под дождем на свалке они растворяются).
Экономический кризис по-индийски — это совсем не то, что кризис в Украине или в Европе. Индийцы всерьез озабочены тем, что прирост в стране с неуклонно рвущейся вперед экономикой может сократиться до уровня 6% (у Украины в лучшие времена было до 9%, а на будущий год эксперты прогнозируют и вовсе минус). Хотя большинство индийцев наступления финансового кризиса не заметили, однако нельзя сказать, что он обошел «азиатского тигра» стороной. Экономические проблемы коснулись самого святого для индийской экономики — экспорта, западные страны стали покупать меньше обуви, одежды (до кризиса все ведущие немецкие марки повседневной обуви заказывали ее на индийских фабриках), металла, чая и кофе.
Предприятия, ранее ориентированные на экспорт обуви вынуждены были в срочном порядке переориентироваться на внутренний рынок, чтобы избежать массовых увольнений персонала. Пока что Индия справляется с потреблением, но экономисты опасаются, что в ближайшее время экспорт может сократиться еще сильнее, поскольку индийские товары вступят в острую конкуренцию с китайскими и вьетнамскими. И здесь рыночная индийская экономика может проиграть командно-административной китайской.
В борьбе за рынки и приток валюты Индия может сильно обвалить национальную валюту, а если это не принесет желаемого результата, страну ожидает массовая безработица, увольнения на производствах и в госсекторе. Индийцы надеются на лучшее, говоря, что уровень потребления в США и ЕС вскоре выйдет на прежний уровень, а дешевая рабочая сила вновь даст возможность побороться за доллары и евро.
Средняя зарплата рабочего на стройке пока не превышает $100, а металл в связи с кризисом значительно упал в цене, строительный бум в Индии продолжается. Страна стремительно обрастает шопинг-моллами, торговыми центрами, супермаркетами, многоэтажными торговыми центрами в стиле модерн и новейшими авиатерминалами. Окрестности Джайпура и Ченнаи — сплошная стройка, в Хайдарабаде и Мангалоре вместо пустырей возникают новые торговые центры, а хай-тек столица Индии Бангалор объявил о начале строительства первого в южной Индии 64-этажного небоскреба. В аэропортах Калькутты, Джайпура и Ченнаи строятся новые пассажирские терминалы, а в Хайдарабаде сдан в эксплуатацию огромный аэропорт, которому позавидует любая страна Восточной Европы. Спрос на металл оживил на бирже акции крупнейших индийских металлистов-концернов «Лакшми Митталл» и «Тата». С начала года их стоимость растет и вскоре может приблизиться к докризисным показателям.
В то же время снижение экспорта вызвало снижение объемов автоперевозок в стороны морских портов. Это привело к массовой забастовке, в которой приняли участие 600 000 водителей грузовиков. Они требовали снижения цен на дизтопливо на $0,2 (в Индии оно стоит около $1 за литр) и снижения налоговой нагрузки. Испугавшись, что города лишатся продовольствия, правительство начало давить на поставщиков нефтепродуктов, в результате те также объявили забастовку.
На прошлой неделе заправки Индии опустели, были отменены десятки авиарейсов. В конце концов «нефтяники» согласились опустить цену на все виды топлива на 3 рупии (меньше 1 цента), и поставки топлива возобновились. Дальнобойщики результатом не удовлетворены, и забастовку продолжают. В результате большое количество пищевых продуктов стали перевозить с помощью пассажирских автобусов — товар просто грузят в тюках на крыши.
УМЕНЬШАЮТ РУПИЮ. Индийское правительство надеется, что снижение потребления в стране вызовет снижение темпов роста цен, ставших огромной проблемой Индии. В условиях бурного экономического роста повышение цен на еду делало самые бедные слои населения еще беднее. С 1996 по 2008 год цены на еду выросли примерно в три раза, правда, минимальная зарплата также выросла с $20 примерно до $50. По сравнению же с прошлым годом примерно в 1,5 раза выросли цены на проживание в гостиницах, предприятия стали больше тратить на командировки. Шикарный двухместный номер с кондиционером теперь можно снять за $20. Подорожали междугородные автобусы, цены практически на уровне украинских — до 100 гривен за 12 часов поездки.
Чтобы экспорт товаров стал выгодным, власти пытаются снижать курс рупии, однако это удается с трудом, поскольку приток иностранной валюты и инвестиций в страну не уменьшился, иностранцы пока верят в индийскую экономику. С января 2008 по январь 2009 курс доллара вырос на четверть — с 40 до 50 рупий за $1.
ПРОГРАММИСТЫ — РЕСТОРАТОРЫ. Пострадали от кризиса и IT-компании, выполнявшие заказы из США на изготовление сайтов и разработку компьютерных игр. Уровень индийских программистов достаточно высок, а стоили они в 4—5 раз меньше американских. В Индии зарплата в $1000 считается гигантской, а человек, который сподобился найти подобную работу, может спокойно и на высоком уровне обеспечить семью из 6 человек. Поскольку деньги на такую работу с рынка исчезли, без заработка остались около миллиона человек, которым теперь приходится подрабатывать случайными заказами на местном рынке. Газеты в Хайдарабаде и Ченнаи пестрят предложениями по разработке интернет-сайтов за смешные деньги — от $20 за сайт и от $30 за полноценный интернет-магазин.
«Кто поумнее, тот откладывал деньги и теперь смог купить себе небольшой бизнес для «поддержки штанов», — рассказал нам программист из Хайдарабада Набил Адени. По его словам, среди его знакомых многие приобрели небольшие ресторанчики и пережидают кризис, получая скромные доходы от продажи быстрой еды. В Хайдарабаде помещение на первом этаже жилого здания с кухней может стоить $3000—5000, а в месяц приносить до $300—400 прибыли, что для Индии очень даже неплохо ( двухкомнатную квартиру в большом развитом городе можно снимать за $100, столько же тратить на питание и проезд в общественном транспорте).
Начало 2009 года ознаменовалось также самым крупным корпоративным скандалом в истории Индии — крупнейшая компания-поставщик программного обеспечения Satyam неожиданно оказалась банкротом. Основатель и глава правления компании Рамалинга Раджу написал письмо совету директоров, в котором признался, что подделывал финансовые отчеты, чтобы завысить активы компании. В то время как в документах и отчетах компании значились активы в 53,6 миллиарда индийских рупий ($1,1 миллиарда), из которых 50,4 миллиарда существовали лишь виртуально. Мошенника арестовали и сейчас он находится в СИЗО. IT-компании Индии и так переживают нелегкие времена, а банкротство гиганта Satyam выбросило на улицу еще 53 000 сотрудников — кадровые агентства в Хайдарабаде получили за один день около 20 000 резюме.
УДАР ПО ТУРИЗМУ : НОВОГОДНИЙ ИСХОД ИЗ ПОПУЛЯРНОГО ГОА. Жестокий удар кризис нанес и по туристической индустрии, которая, только по официальным данным приносила стране $25 млрд. ежегодно. Опасений добавил и теракт в Мумбаи 26 ноября, унесший жизни 172 человек. По словам Амджета, владельца базы отдыха «Майнакам» в селении Одаям в штате Керала, нынешний новогодний сезон привлек примерно на треть меньше туристов чем в прошлый. «В прошлом году я сдавал комнату в пик сезона за $20, сейчас за $15 и есть свободные места».
http://www.segodnya.ua