Вторая война за независимость Индии48 часов, которые потрясли Индию
Потрясти такую страну, как Индия, трудно, но Анна Хазаре это удалось. Арест 74-летнего борца с коррупцией во вторник утром, за несколько часов до начала им вместе с 1200 сторонниками голодовки в знак протеста против чересчур мягкого закона о борьбе с коррупцией, вызвал такие бурные демонстрации по всей стране, что властям пришлось его выпустить через двое суток.
При этом Анна Хазаре ухитрился еще и унизить правительство Манмохана Сингха. Когда на чрезвычайном заседании правительства было решено освободить его из делийской тюрьмы Тахир, он в полном соответствии с заветами своего кумира Махатмы Ганди... отказался выходить на свободу, пока власти не выполнят его требования.
Тюрьму Хазаре покинул лишь после того, как полиция разрешила ему провести 15-дневную голодовку в парке Рамлила Майдан, расположенном в самом центре Дели, и пообещала не ограничивать число его сторонников, которые могут захотеть посетить парк. Полиция предлагала сначала 3 дня, затем 7; Хазаре требовал месяц. После переговоров остановились на 15 днях.
Анна Хазаре, ставший символом чаяний народа Индии, вместе со своими многочисленными сторонниками требует принятия более жесткого закона о борьбе с коррупцией, так называемого биля Локпал. Локпал (народный защитник) – это независимая комиссия, которая будет бороться с коррупцией, невзирая на ранги и звания. Несмотря на то, что в антикоррупционный закон попали 34 из 40 предложений Анна Хазаре, он остался им недоволен и собрался в знак протеста голодать. Больше всего его не устраивает то, что из-под юрисдикции локпала выведены премьер-министр страны, старшие судьи и члены парламента, обвинения в коррупции против которых должен расследовать специальный парламентский комитет. Не удивительно, что правительственный закон, уже изучаемый парламентским комитетом, Анна назвал «жестокой шуткой».
Манмохан Сингх, в честности и порядочности которого в отличие от его кабинета никто из 1,2 млрд. индийцев не сомневается, попытался оправдать арест Хазаре и обвинил его в том, что он взял в заложники индийскую демократию. Сторонники Хазаре, вышедшие на улицы многих индийских городов, в свою очередь назвали правительство «убийцей демократии».
Сегодня Анна Хазаре наконец начинает свою голодовку протеста. Что будет дальше, сказать трудно. По непроверенным слухам, правительство пытается договориться с Хазаре, который настаивает на том, чтобы парламент рассматривал его вариант антикоррупционного закона. Обеим сторонам необходимо сохранить лицо, поэтому пока не очень понятно, на каких условиях они могут договориться.
А судьи кто?
Сама индийская действительность доказывает правоту Анна Хазаре. Одновременно с событиями вокруг делийской тюрьмы Тахир и, естественно, абсолютно независимо от них верхняя палата парламента Индии лишила неприкосновенности Сумитру Сена, члена Высокого суда, обвиняемого в растрате очень большой суммы общественных денег в бытность судьей Высокого суда Калькутты. Если нижняя палата поддержит коллег из верхней, то Сен станет первым в Индии действующим судьей, который будет отрешен от занимаемой должности.
Анна Хазаре, похоже, не так уж и сильно преувеличивает, называя борьбу с коррупцией «второй войной за независимость». Коррупция поразила все слои индийского общества и власти, пишут известные индийцы в открытом письме правительству, опубликованном в газете Hindustan Times. Она разъедает «ткань нации» и мешает успешному окончанию правительственных программ помощи беднякам.
Авторитет индийского правительства
Министр телекоммуникаций Андимуту Раджа, ведомство которого проводило аукцион, был вынужден уйти в отставку и сидит сейчас в тюрьме, а премьер-министру страны пришлось долго отвечать на язвительные вопросы оппозиции, почему правительству понадобилось больше года, чтобы признать Раджу мошенником. На аукционе в 2008 году он помог ряду компаний получить лицензии на связь 2G по ценам, которые были значительно ниже рыночных. В результате казна получила тогда лишь 124 млрд. рупий (2,7 млрд. долларов).
Раджа не единственный министр, погоревший на взятках. По обвинениям в коррупции пришлось уйти в отставку и министру текстильной промышленности Даяниди Марану, который, кстати, до 2007 года возглавлял министерство телекоммуникаций, похоже, главную кузницу коррупционеров в Индии.
Убедительнее всего о плачевном положении дел с коррупцией в Индии говорит история П.Дж. Томаса, комиссара комитета по борьбе с коррупцией, которому вскоре после назначения пришлось покинуть свой пост, потому что он находится под следствием по делу о... коррупции. Речь идет об афере с поставками пальмового масла из Малайзии в 2000 году. В довершение ко всему Томас оказался замешан и в скандале с аукционом – в 2008 году он занимал высокий пост в министерстве телекоммуникаций.
Что делать?
Взятки в Индии часто называют «черными» деньгами. Анна Хазаре уверен, что, если вернуть все черные деньги, которые взяточники чаще всего хранят за границей, то в Индии не будет ни безработных, ни неграмотных, ни голодных. И вновь Хазаре нисколько не преувеличивает, потому что черных денег за границей почти 500 млрд. долларов.
В неправительственной организации «Пятая колонна» из Ченная (бывший Мадрас) коррупцию считают главным злом в Индии и утверждают, что в год индийцы отдают в виде «бакшиша», т.е. взяток, до 5 млрд. долларов.
Порой можно услышать, что лучший способ борьбы с коррупцией – демократия. Индийцы гордятся тем, что их страна – самая крупная демократия планеты, но это обстоятельство пока коррупции никак не мешает. Возможно, потому что демократия в Индии пусть и огромная, но еще очень молодая.
URL