Его Святейшество Далай-лама, находящийся с визитом в тибетских монастырях южной Индии, еще раз подчеркнул, что забота о будущем тибетского буддизма впоследствии ляжет на плечи жителей внешней Монголии и буддийской России.
По словам Далай-ламы, в Тибете, Монголии и буддийских регионах России до последнего времени был распространен буддизм древнеиндийского университета Наланда, то есть полная форма буддизма, включающая как сутраянские, так и тантрические учения. К сожалению, с приходом Советской власти буддийское учение в Монголии и России было полностью уничтожено, и «сейчас жители этих регионов стоят на самом начальном этапе развития буддизма». Поэтому на сегодняшний день в мире только тибетцы являются хранителями буддийской Дхармы в ее полной форме.
«Утверждается, что буддизм практикует 200 миллионов человек, однако если вы посмотрите, кто из них по-настоящему придерживается подлинного буддийского воззрения в соответствии с традицией университета Наланда, то придете к цифре в 6 миллионов, - утверждает духовный лидер буддистов. - Это те, кто действительно поддерживает преподаваемую в Наланде традицию постижения пустоты. Среди этих 6 миллионов лишь несколько тысяч серьезно изучают эту концепцию, а среди них лишь несколько сотен действительно понимают и ценят традиции и открытия университета Наланда».
Хотя усилиями старшего поколения тибетцев, ушедших в изгнание с началом коммунистических репрессий, «буддизм университета Наланда сохранился в мире, все же в количественном отношении сохранением этой традиции занимается горстка существ».
«Мы говорим о редкости человеческого рождения, но еще реже можно встретиться с носителем истинного буддизма, - говорит Далай-лама. – Поэтому те люди, кто сегодня изучает буддизм профессионально, а также те, кто просто проявляет интерес к этому учению, способствуют сохранению буддийской Дхармы на планете».
По словам духовного лидера буддистов, во Внутренней Монголии, где прежде был распространен буддизм традиции Наланда, китайское население на сегодняшний день существенно превосходит монгольское. «То же самое происходит и с Тибетом, мы действительно стоим на грани полного исчезновения», - утверждает он.
Численность населения столицы Тибета, Лхасы, на сегодняшний день составляет 300 тысяч человек, из которых 200 тысяч – китайцы, и только 100 тысяч – тибетцы. В связи со строительством железной дороги в Тибет обсуждается план расширения Лхасы и увеличения численности ее населения до 700 тысяч человек. Очевидно, что в этом случае в столице будет превалировать исключительно китайское население.
«В настоящий момент внешняя Монголия и буддийская Россия обрели свободу в то время, как Тибет по-прежнему переживает большие трудности, - говорит Далай-лама. - И мы пришли к выводу, что задача сохранения буддизма впоследствии ляжет на плечи населения этих регионов, потому что уже сейчас в наших монашеских университетах много монахов из Монголии и России».
По словам Далай-ламы, еще недавно ситуация с буддийской Дхармой в Монголии была весьма прискорбной. «Даже когда монголы обрели независимость, среди них находились люди, которые называли себя монахами, но при этом продолжали наслаждаться жизнью».
Однако во время своего последнего визита в Монголию, который состоялся в августе этого года, Его Святейшество Далай-лама заметил позитивные изменения.
«В этом году мне впервые довелось посвящать в монахи жителей Монголии на их территории, - говорит он. – Третий и тринадцатый Далай-ламы, посещавшие Монголию, скорее всего, проводили в этой стране церемонию посвящения в монахи. Я же в своем нынешнем воплощении делал это впервые».
По словам Далай-ламы, до революции в Монголии и буддийской России были сотни тысяч монахов, и в сознании коренного населения этих регионов сохранились семена приверженности буддийской Дхарме.
«По завершении посвящения меня попросили встретиться с маленькими детьми, - вспоминает Далай-лама. – Это были совсем маленькие дети 7-8 лет. Я рассказывал им о том, как важно сохранять свою исконную культуру. Среди них был один мальчик, которому было всего 7 лет. Пристально посмотрев мне в лицо, он заплакал. Так я увидел, какие огромные наклонности к буддийской Дхарме есть здесь даже у маленьких детей».
Существование крепкой монашеской общины, посвящающей всю свою жизнь изучению буддизма, духовный лидер буддистов считает ключевым условием сохранения буддийской Дхармы в мире. В этом году на его учения на юге Индии собрались монахи из большинства ведущих монастырей Тибета.
Приветствуя монахов из главных философских университетов Дрепунга, Гандена и Сера, Далай-лама вспоминал, как несколько лет назад присутствовал на философском диспуте между монахами этих монастырей: «Для меня это было огромным наслаждением – находиться среди тысяч монахов, которые диспутировали о буддийской логике и диалектике. Это зрелище придало мне огромное чувство уверенности в том, что буддийская Дхарма будет еще долго пребывать в этом мире, потому что есть еще очень много молодых людей, которые готовы глубоко постигать буддизм».
Юлия Жиронкина
www.savetibet.ru – Сохраним Тибет!