Окончание. Предыдущая часть рассказа здесь.
25 августа 2006 г.
Весь день прошел под знаком возмущения гадским поведением пограничников. А утро – под знаком непонимания странного поведения билетеров на вокзале в Сухэбаторе. Они почему-то не продавали билеты. Иркутск? Улан-Удэ? Да хоть до границы? Нет - и хоть тресни. На самом деле мы изначально хотели пересекать границу на машине, а не поездом. Потому что, как говорят, поезд на границе стоит аж 20 часов. Поэтому спустя час мы плюнули на поезда и пошли к автостоянке, откуда нас вместе с тем немцем, который с веслом, добросили до границы за небольшую плату (что-то около 1500 тугриков с человека). На границе столпотворение автотранспорта и озабоченных граждан. Механика границепересечения проста: за 100 рублей садишься в микроавтобус, заполненный такими же, как ты, «пересеченцами» (в основном, челноками), и через пару часов ты в России.
Пара часов, как бы не так. В тот день мы проторчали на монголо-российской границе весь день. Говорят, все из-за Далай-ламы, который в то время находился в столице Монголии. Все буряты, понятное дело, ломанулись туда. Из России потоком шли автобусы и машины. С нашей, монгольской стороны, машины тоже шли, но только вот нас это вообще не касалось. Нас затормозили после монгольского поста, и мы застряли в меж-пространстве. Все надеялись, что, наконец, наша машина пойдет. Но ближе ко времени закрытия границы надеяться стало неприлично, и мы устроили бучу. Вернее, бучу поднял немец, а мы с Муни подзуживали. Немец просто взял и пошел пешком. Пограничники, понятное дело, всполошились, немец убедительно высказал все, что он думает про весь этот беспредел. Одно что веслом не махал. Пограничники сказали нам пересаживаться в другую машину, ближайшую к границе, и пообещали ее пропустить. Вот так мы оказались последними, кто пересек границу в тот день. А люди-то там, на границе, остались. Зачем так плохо людям делать, а?
В Кяхте поужинали в придорожной столовке, неплохо, кстати, для придорожной столовки. Одна бурятская семья предложила подбросить за 500 рублей до Улан-Батора – у них был микроавтобус, в который загрузились все полуночники-пересеченцы. И вот так, в компании азиатов-соотечественников, бурятов, киргизов и прочих русских (плюс немец с веслом) мы домчались до знакомого и родного уже Улан-Удэ. Полночь встретили на улан-удэнском вокзале.