Мадурай.
Мы стояли перед стеной храма, и наслаждались вновь обретенной свободой. Я точно знаю, что многие мои знакомые терпят, а с возрастом вообще не замечают, когда их ежедневно, по многу раз, лишают различных степеней свободы. Многие даже стремятся, к тому, чтобы отдать свое природное право распоряжаться собой, кому то другому, и снять этот вопрос, как слишком обременительный для простого человека. Таким людям не понять, что чувствовали мы, выйдя из лавки- ловушки. Для меня свобода предельно важна. Чтобы сохранить ее, я готов к самой жесткой самодисциплине, ограничениям и лишениям. За свободу, я готов бороться.
Мы могли выйти по-разному: купив статуэтку или шерстяной шарф для холодной зимы, соврать, что у нас собой сейчас нет денег, или устроить ссору, и уйти грубо. Но в любом из этих вариантов мы бы оставили часть нашей свободы этому торговцу.
Мы ушли чисто. Хозяин лавки понял, что мы ему не по зубам. Торговец не смог загнать свой хитрый коготь в гнилое место порока, или слабости, на наших молодых и спелых телах. Мы чувствовали себя целостными сочными фруктами, переливались на солнце и сияли аппетитной кожурой. Нам пришлось за это побороться, но результат того стоил!
Я подумал, что Индия сказала нам нечто важное в этот момент. Оглядываясь вокруг, я видел множество свободных людей. Пусть они бедно одеты, и зачастую у них пыльные босые ноги, они занимаются чем-то очень простым: продают всякую ерунду, гладят одежду древним утюгом, или перевозят пассажиров, но многие из них целостны, и как следствие - счастливы. Часто вы видели счастливых жителей благополучной Европы? Таких, чтобы были похожи на сочный спелый фрукт? Вот-вот... Почему индусы не пристают друг к другу, а осаждают преимущественно иностранцев? Думаете, из-за денег? Мне кажется не только. Свежим взглядом представителя другой культуры, они замечают подгнившие нецелостные места в психологии приезжего, и как дети, из любопытства суют туда пальцы... по локоть... так чтобы добраться до кошелька...
Мы решили обойти храм снаружи и посмотреть, что вообще здесь происходит, и почему так много людей. Первый кто привлек наше внимание, был полицейский.
Плотный дядька, у которого между ног смирно стоял мотоцикл. Полицейский записывал что-то в амбарную книгу, рядом вытянувшись стоял младший по чину. Затем начальник привалил пружины амортизаторов своим весом, завел мотоцикл и тронулся. Младший по чину облегченно сдулся. Пройдя чуть дальше, мы увидели этого же полицейского, в такой же позе на полушпагате, с безмолвным, и покорным мотоциклом между ног – рядом стоял брат близнец, уже виденного нами, младшего по чину. Старший, что-то записывал в книгу. Никак по-другому, как «сбор дани» это не назовешь.
Пройдя чуть дальше, мы увидели припаркованный джип с надписью «Police», и решетки на заплеванной стене. Тюрьмы во всем мире выглядят одинаково. Есть что-то ужасающе простое в том, чтобы сделать отверстия между прутьями чуть меньше размеров биологического существа, так, чтобы оно не могло пролезть наружу. Древняя нерешаемая головоломка.
Несколько раз подходили нищие, поднося пальцы щепоткой ко рту. Мы качали головой и говорили «нет». Нищие сразу же отставали. Несколько бездомных пристроились прямо на улице. Видно, что они здесь живут на тротуаре. Один спал, другой сидел на земле, и пил воду из пластиковой бутылки. Проходящие мимо люди никак не реагировали на их присутствие. Вообще, как мне показалось к нищим в Индии отношение другое, чем мы привыкли видеть на родине. Снисходительное. Никому в голову не придет предъявлять ему претензию по поводу зловонного запаха, грязного внешнего вида или думать, что бездомный попрошайка достоин лучшей участи, чем та, которую имеет. Каждому свое. Каждый рождается со своим замыслом, и живет так, как считает нужным. Зачем требовать от бездомного бойцовских качеств, опрятности или карьерного роста? Он ведь не для того родился, чтобы голосовать на парламентских выборах или сражаться на войне. Он – нищий, это его предназначение. Глупо пытаться мысленно «подтянуть» его до своего уровня, по типу: «занялся бы делом, нашел бы работу, и пахнул бы так же хорошо, как я». Как можно сравнивать абсолютно разные жизненные задумки между собой? В Индии все люди разные, и может быть, поэтому эта страна так притягивает к себе? Какой богатый калейдоскоп людских характеров.
Сквозь открытую дверь в деревянных воротах мы увидели школьников, сидящих кругом на земле и что-то записывающих в тетради под диктовку стоящего рядом учителя в белой одежде.
– Пусть наш сын посмотрит, и узнает, как оно бывает на свете. По возрасту это его сверстники.
Мы сделали фото издали, заглядывать внутрь и фотографировать детей постеснялись. Над воротами была школьная вывеска и сомнений, как в первом случае, у нас не возникло. Хорошо все-таки, в школе сидеть кружком, и видеть лица своих одноклассников, а не смотреть десять лет на их затылки, и на одинокого, вечно недовольного учителя.
Обойдя храм почти полностью, мы увидели, что в одном месте он снизу заколочен всякой строительной дрянью, и там образовался стихийный рынок...
– Ну дают, а! Вот это сильно! Это же храм, а они взяли, и обжили кусок двора со скульптурами по своему разумению. – Меня это удивило и развеселило. Даже отношение к религии здесь какое-то душевное и простое. Бесхитростно и по-детски. Если бы я был божеством, я бы не смог прогневаться на этих людей. Как их можно не любить?
Немного дальше, мы увидели небольшой огороженный сквер, с лавочками и деревьями. На улице было за 30, и послеобеденное время тоже давало о себе знать. Все свободные места были заняты людьми, которые лежали в тени, на лавочках и каменных плитах. Народ дремал.
– Это у них ЦПКО.
– Что это? – спросила супруга.
– Центральный парк культуры и отдыха.
Люди, и правда, лежали очень культурно, красиво, подстелив газетки и отдыхали в тени. Благодать-то какая...
Напротив, на заборе из профильного железа, были наклеены рекламные плакаты, с изображением местного политика. Он сладко улыбался своим потенциальным избирателям, но избирателей больше всего занимали те места на плакате, где под бумагой были пустые борозды – и прохожие часто тыкали туда пальцем. Может они видели нецелостность и подгнившие места в образе политика, а может, им просто нравился звук рвущейся бумаги.
Мы проходили мимо магазина «приличной одежды». Витрина, манекены... и забор, чтобы отделить этот оазис от хаоса вокруг.
Порадовал салон свадебных платьев, на облезлой стене, лет двадцать назад вручную художник нарисовал счастливых жениха и невесту. Жених в костюме, невеста, как и положено в платье. Смотреть без умиления, на то, как эти мультяшные персонажи держатся за руки невозможно.
Сделав еще один виток вокруг храма, мы решили сделать несколько кругов по близлежащим кварталам. Девушка на рецепции оказалась права – обозначенный ею квадрат был самый приличный. За несколько часов прогулок мы встретили всего несколько белых туристов. И возникло странное впечатление. Казалось бы, среди чумазого люда, белые должны жадно друг за друга хвататься, и радоваться встрече с близкими душами. Ничего подобного. Большинство белых туристов, считает себя первооткрывателями и единственными поглотителями Индии. Конкуренты не нужны.
Проходя пару раз мимо назойливого мужичка, мы отмахивались от его предложений подняться на крышу и сфотографировать храм.
– Да были уже, спасибо.
Увидев холодильник с напитками, мы подошли. Кто-то рядом позвал продавца – им оказался этот назойливый зазывала. Он вмиг преобразился. От липучести не осталось и следа, по просьбе он достал две стеклянных пепси-колы. Было интересно видеть, как он их осторожно вынимал и аккуратно открывал. Видно он не может себе позволить такие напитки. Когда я спросил, сколько это стоит, он взял бутылку и стал рассматривать горлышко. Потом назвал цену. Я заплатил, думая, что это довольно причудливый способ определять цену продукта, по загадочным цифрам на штрихкоде или номеру партии. Продавец пригласил нас за холодильник, где у него лежали мешки со строй материалами, старое колесо от мотоцикла, ящики с пустыми бутылками и множество поломанных вещей. Мы уселись на пластмассовые табуреты возле столика и были счастливы. Мужичок не докучал. Я сделал несколько глотков, и ради интереса взглянул на горлышко бутылки. Каково же было мое удивление, когда вместе с цифрами означающими дату, номер партии и что-то еще, я увидел цифры и Rs - рекомендуемую цену реализации в рупиях. Вот она попытка упорядочить этот безмерный хаос! То, что мировые производители пишут иногда рекомендуемые цены реализации для меня не новость, но когда индус продает по этой цене...это так трогательно и наивно. «Хоть бы накинул сверху процентов 25-30%», – подумал я. «Ну нельзя же так честно, и по-простому продавать иностранцам, как написано на бутылке. Так же ты ничего не заработаешь». Мы оставили пустые бутылки и простились с продавцом. Он улыбался, и было видно, что ему приятно, что мы у него посидели.
Погуляв еще какое то время, мы подошли к стоянке рикш, и решили, что на сегодня хватит. Вчерашние перелеты, разница во времени, впечатления, все это давало о себе знать. За ту же сумму, что и утром, мы сели в моторикшу, и показав визитку отеля тронулись. Все переднее стекло скорлупы было заклеено разными божествами. Как водитель, вообще, что-либо видит?
На перекрестке стоял полицейский в черных солнцезащитных очках. Без жезла, свистком и едва заметными движениями пальцев, он переключал потоки транспорта. Было видно, что водители относятся с большим уважением к этому человеку в форме, и он делал все, чтобы максимально соответствовать, отводимой ему в сознании простого индуса, роли. Держал себя надменно, и давал разрешение начинать движение, как одолжение, тут же отворачиваясь от водителей, как от не заслуживающего внимания факта. Одним словом молодец – человек на своем месте.
Когда мы приехали в гостиницу, парень в фойе, предложил нам посмотреть на машину с водителем. Так мы познакомились с Кессаваном.