Несколько слов о треке
Шли вдвоем с Radost с 1 по 22 ноября 2010 года. Ее отчет выложен здесь. Начали в Сянге (Syange), куда доехали на джипе из Бесисахара - 500 рупий с носа и около двух часов ожидания, пока не наберется 8 пассажиров. Дорога до Сянге совсем не страшная. Джип едет достаточно медленно, поэтому почти не трясет. Там же в Сянге наняли носильщика, о чем подробнее написал здесь.
Строительство дороги выше Сянге продолжается, но делается фрагментарно - сквозного движения транспорта пока нет. Вдоль дороги стоят столбы из оцинкованных труб, предназначенные для высоковольтной ЛЭП и кое-где валяются бухты алюминиевого провода. По-видимому, с приходом "большого электричества" и появлением дороги, трек "вокруг Аннапурны" уйдет в прошлое, как, фактически уже потерял свою популярность Джомсом-трек. Кстати, уже исчезли некоторые элементы трека, описанные Moony в прошлом году. Например,
Moony
Неходя до деревни Котро тропа проходит по краю пропасти и местами сужается до полуметраМы на этом участке сначала доехали из Муктинатха до Джомсома на джипе (600 рупий с носа, 1,5 часа), и дальше хотели идти пешком. Но смогли дойти только до Тукуче - уж очень скучно топать по пыльной дороге, и периодически прыгать на обочину, уступая место движущемуся транспорту. Остановили проходящий автобус и доехали на нем до Гхасы (400 рупий), а оттуда на джипе до Татопани (350 рупий).
Кстати, если вы идете с портером и, при использовании транспорта, оплачиваете его проезд, говорите об этом кассиру, т.к. стоимость проезда местного в 2-3 раза меньше, чем иностранца.
TIMS
Как известно, за треккерскую книжечку TIMS с некоторых пор стали брать по 30 долларов и организовали пункты проверки этих документов на входе в заказник и выходе из него (в Бесисахаре и Наяпуле). Пункты эти по сравнению с постами проверки пропусков, разбросанными по всему треку, выглядят несколько несерьезно: сидят какие-то люди в штатском, записывают вас в гроссбух и еще умудряются портерами "приторговывать".
Мы эти книжечки оформляли, но, оказывается, это делают не все. Отмокая в горячих источниках Татопани, я познакомился с парой из Новосибирска. Они делали документы на трек в Похаре и оформили только пропуска. В Бесисахаре служащий пункта проверки TIMSов пытался продать им эти книжечки по завышенной цене и утверждал, что без них развернут на первом же блок-посте. Рассудив, что раз эти бумаги продают в одном месте, то значит, продадут и в другом, ребята взяли рюкзаки и пошли дальше, не обращая внимания на стенания служащего. Дальше - на блок-постах никого эти TIMSы не интересовали. Там сидят серьезные дядьки в форме и проверяют только пропуска.
Как мои знакомые прошли пункт проверки TIMSов на выходе из заказника, не знаю, но подозреваю, что также, как на входе. Как-то не логично принуждать покупать бумаги на посещение зоны людей, которые ее покидают. Однако, вопрос обязательности оформления TIMSов полагаю, остается открытым.
Электричество и кипяток
Электричество и кипяток - это два ресурса, которые требуют постоянного запасания и восполнения. В связи с тем, что с восполнением этих ресурсов на треке имеются некоторые трудности (отсутствие розеток в большинстве комнат гостиниц, высокая стоимость воды, частые отключения электричества, и т.п.), мы использовали для их добычи следующие средства:
1. Переходник «ламповый патрон-розетка». Самодельный, описан здесь
2. Удлинитель длиной 1 метр на две розетки. Самодельный, т.к. покупные удлинители из-за избыточной электрозащиты тяжелее примерно в 2 раза. Кроме того, к розеточному блоку был прикручен шнур для подключения сетевых адаптеров нетбука и зарядника фотоаппарата, а также керамический патрон галогеновой лампочки (все комплектующие ок. 300 рублей)
3. Галогеновая лампочка мощностью 25 Вт (20 рублей)
4. Кипятильник мощностью 40 Вт (чем меньше мощность, тем лучше)
5. Металлическая кружка для кипячения воды емкостью 1 литр
6. Металлическая бутылка емкостью 1 литр (350 рупий)
7. Термос емкостью 0,75 литра (1250 рупий)
8. Газовая горелка (1850 рупий) с двумя баллонами 230г (550+330 рупий)
Бутылку и газовое хозяйство покупали в Катманду, а термос в Мананге, т.к. только на маршруте оценили важность совета:
Moony
Термос - это наше все.Боб Марли
Мне казалось, что я смог примириться с ситуацией сложившейся в гостинице "Боб Марли", но уже дважды (URL и URL) написал, что нас оттуда "выперли". Значит, все-таки зацепило. Поэтому по-порядку.
Спустившись в Муктинатх, мы поселились в отеле "Боб Марли". Там нас встретили персонажи, описанные Жаровым: "владелец, его озабоченная натуральная сестра тридцати лет с выбитым зубом". Внутреннее убранство гостиницы впечатляет: столовая "под Европу", приятная музыка, просторная теплая комната, по периметру которой растет герань в горшках, горячая вода в душе, и.т.д. После того, как глаза привыкли к полумраку, а взгляд обрел критичность, стала видна типичная непало-индийская "плюшевость" интерьера: грязные скатерти, поюзанное постельное белье и т.п. Но это мелочи. После холодных ночлежек, в которых мы останавливались на подступах к перевалу, гостиница воспринималась как пятизвездочный отель на фоне гестхаусов.
Но..., кайф длился недолго. На следующее утро хозяин объявил нам и четверым итальянцам, жившим в соседней комнате, что наши комнаты забронированы и нам надлежит покинуть гостиницу до 11 часов. На попытки заявить, что нас об этом не предупредили, он кивал на портеров, якобы те сказали, что мы остановились только на одну ночь. Как на это реагировали итальянцы описать не возможно - это надо видеть. Они размахивали руками, возмущенно кричали, ... прямо как в итальянском кино. К сожалению, узнать, что означал "непереводимый итальянский фольклор" не удалось, при переводе на бедный на ругань английский, их речь превращалась в жалкое пофакивание. Мы же собрали вещи и переселились в соседнюю гостиницу "Мона Лиза". Условия примерно те же. Ну..., может комната поменьше и интерьер попроще. Но зато, еда стоит в 1,5-2 раза дешевле.
Потом мы попытались выявить для себя истинную причину выселения. Насчитали три варианта. Вспомнили, что за завтраком по столовой ходил молодой человек и предлагал организовать экскурсию по Муктинатху и окрестностям. Сначала подсел к итальянцам, потом к нам. И они, и мы отказались от его услуг. Может это как-то повлияло на решение хозяина гостиницы? Это первый вариант. Вторая причина связана с тем, что мы плохо ели. Еще в Мананге (после подъема к пещере Миларепы) мы впали в состояние, которое называют "не жрется". Толи высокогорье так повлияло, толи организм перешел на другие виды питания, но еду приходилось в себя заталкивать. У Radost еще рецидивы горняшки вызывали тошноту. Поскольку владельцы гостиниц там зарабатывают в основном на кормежке, малоедящие постояльцы им очень не нравятся. Ну и, в-третьих, можно предположить, что хозяину гостиницы действительно позвонили с просьбой зарезервировать несколько комнат и пообещали питаться исключительно ячьими стейками, запивая их пивом.
Впрочем, не столь важна истинная причина ситуации, главное вывод, который мы из нее извлекли: при заселении надо выяснять и проговаривать все детали, независимо от того, насколько очевидными они нам кажутся.
Зато наш неанглоговорящий портер выучил новое слово: "букинг". Только сдается мне, что он его понял, как некие "форс-мажорные обстоятельства неодолимой силы" ((с) соответствующий пункт из любого договора). Не получается потом что-нибудь - он разводит руками и говорит: "букинг".